Фридрих Вилле, FREYWILLE, — об украшениях с эмалью и оммажах художникам
Фридрих Вилле, FREYWILLE
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
FREYWILLE — компания европейская по духу и по призванию. Ювелирные украшения с эмалью представляют собой художественные миниатюры, вдохновленные великими произведениями искусства
Коллекция украшений австрийской марки FREYWILLE напоминает большой художественный музей, в котором есть египетский зал, греко-римское искусство и «полотна» Клода Моне, Винсента Ван Гога, Альфонса Мухи, Густава Климта и других прославленных художников. Как переосмыслить творчество мастера и не превратить его в банальный сувенир, а преподнести в виде нового самостоятельного произведения? Как избежать прямого цитирования, а оставить лишь тонкий намек на знаменитое полотно или сюжет? Наконец, как воплотить все это высокое искусство в крошечном пространстве кольца или кулона? Об этом мы поговорили с владельцем бренда FREYWILLE — доктором Фридрихом Вилле.
Вы пришли в компанию более полувека назад. Как изменился бизнес с тех давних пор?
Сразу хочу сказать, что наша компания родом из Вены: до сих пор мануфактура и штаб-квартира FREYWILLE расположены в том же самом здании, где фирма и появилась на свет в 1951 году. Вена — это настоящий магнит для художников, музыкантов, для искусства вообще. Здесь огромное количество музеев — как классического искусства, так и современного. Поэтому производство высокохудожественной эмали в самом сердце австрийской столицы более чем логично. За эти годы компания сильно выросла — сегодня мы выпускаем до 35–40 тыс. изделий в год, которые продаются более чем в 60 бутиках в 25 странах на четырех континентах. И тем не менее по-прежнему остаемся семейным предприятием.
Фридрих Вилле и сотрудники FREYWILLE
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Почему это важно?
Это позволяет сохранять приоритеты: ставить искусство и страсть к творчеству на первое место в иерархии ценностей. Деньги никто не отменяет, мы все должны платить по счетам. Но в том, что касается финансовых целей, мне важно, что успехом мы обязаны энтузиазму наших сотрудников и их отношению к работе.
С виду вас можно принять за музейного хранителя или коллекционера, но на самом деле вы доктор юриспруденции. Откуда эта страсть к искусству?
Моя страсть к искусству определенно была сформирована моим отцом, когда я был еще ребенком. И, надо сказать, до сих пор походы в музей — одно из моих любимых занятий. Я уверен, что искусство отвлекает нас от повседневной жизни, позволяет жить более красиво, полно и возвышенно. И эту мысль разделяют наши клиенты: они идут по жизни с открытыми глазами, они знают, как важно наслаждаться моментами чистого счастья и всегда быть открытыми новому.
Искусство отвлекает нас от повседневной жизни, позволяет жить более красиво, полно и возвышенно.
Как складывался ваш путь от юриста к главе ювелирной компании?
После окончания университета я присоединился к компании Михаэлы Фрай, выпускницы Венского университета прикладного искусства, в качестве финансового и юридического консультанта. В тот момент это было совсем крошечное ателье по работе с эмалью. Уже после кончины Михаэлы, в 1980-х годах, я решил реструктурировать компанию и вывести ее на международный уровень. В качестве арт-директора я пригласил свою супругу Симону Грюнбергер-Вилле, в тот момент еще очень молодую художницу. Тем не менее она вместе с группой художников-выпускников того же университета сумела разработать совершенно новый стиль эмалевого орнамента и высококачественную технику горячей эмали. Именно она создала ту эстетику FREYWILLE, которую мы знаем сегодня.
И эта эстетика основывается на художественном дизайне?
Совершенно верно. Главным источником вдохновения стал мир искусства — в самом широком смысле: это и значимые события культурно-исторических эпох, и творения великих художников, и современные стилевые течения. Все это мы интерпретируем и переосмысляем в декоративные элементы будущих украшений.
Фридрих Вилле
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Одна из стилеобразующих коллекций называется Hommage à, посвящение тому или иному художнику. С какого мастера началась эта серия?
С Клода Моне. С нами связался Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet à Giverny) и попросил разработать коллекцию украшений, навеянных его мотивами. Перенести импрессионизм Моне в ювелирный дизайн было очень непросто. Но жизнь художника дала нам подсказку: Моне жил в эпоху ар-нуво, поэтому мы взяли его любимые темы и интерпретировали их в этом ключе. Так появились мотивы ирисов, водяных лилий, цветочного моста, воплощенные в яркой эмали. Один из секретов успеха FREYWILLE в том, что мы создаем новое художественное произведение, вдохновляясь шедевром-оригиналом. Это ни в коем случае не прямое цитирование или копирование существующего полотна.
Как строится работа дизайнеров над «Посвящением»?
Очень много времени уходит на подготовительную часть. Мы тщательно анализируем не только произведения мастера, но и его биографию, чтобы глубже понять его жизненную философию. Читаем книги, изучаем альбомы, посещаем музеи. Только полностью погрузившись в мир художника и вдохновившись его творчеством, можно начать фантазировать на тему его картин. Тогда наши художники приступают к эскизам карандашом или красками. Но важно понимать, что эти наброски и последующие дизайнерские решения сами по себе становятся оригинальными произведениями искусства, защищенными авторским правом. Поэтому у нас никогда не возникает проблем с копирайтом. Мы не копируем оригинал — мы его интерпретируем. А роялти платим наследникам или фонду, носящему имя художника (если таковой имеется), только если используем его имя в названии коллекции.
1 из 3 Кольцо «Глория», коллекция «Посвящение Винсенту ван Гогу. Бесконечность» © пресс-служба Кулон «Луна Пиккола», коллекция «Посвящение Винсенту ван Гогу. Бесконечность» © пресс-служба Серьги «Аврора», коллекция «Посвящение Винсенту ван Гогу. Бесконечность» © пресс-служба
Какое из «Посвящений» вам особенно нравится?
Расскажу вам про один из последних оммажей, вдохновленный шедевром эпохи Возрождения — «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли. Прототипом героини послужила юная красавица Симонетта Веспуччи, которой все восхищались при дворе Медичи. Очень трудно на поверхности кольца или подвески столь малого размера передать ощущение от оригинала. Тем не менее мы сознательно отказались от прямых намеков в виде лица или части тела Венеры — взяли только ее золотые развевающиеся локоны. Ведь на картине Боттичелли изображен также бог ветра, от дыхания которого все приходит в движение. Ювелиры дополнили декоративную роспись пудрой из натурального золота. Для прорисовки золотой окантовки и серебряных штрихов в изображении раковины гребешка также использовано золото с добавлением жидкого серебра.
Были ли среди оммажей русские художники?
Десять лет назад мы сделали коллекцию в честь Казимира Малевича. Сейчас готовимся к запуску коллекции по мотивам Фриды Кало. Еще в наших планах работы арт-группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), в нее входили Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Алексей Явленский и другие.
Как вообще складывался бизнес FREYWILLE в России?
В 2002–2003 годах мы уже продавались в России, хотя бутик в «Петровском пассаже» открыли только в 2004-м. Затем на российский рынок пришли многие международные бренды моды и украшений. Могу сказать, что сегодня Россия — наш рынок номер один (далее по важности идут Австрия и Китай). Здесь, как нигде, понимают художественную ценность коллекций FREYWILLE благодаря блестящему образованию и высокому общему уровню культуры. Кстати, в этом году исполняется ровно 20 лет с момента открытия первого магазина FREYWILLE в России. Сегодня их десять: шесть в Москве, два в Петербурге, по одному в Сочи и Краснодаре. В 2023 году мы провели реновацию флагманского бутика на Красной площади — теперь это наш самый красивый бутик.
1 из 2 Бутик FREYWILLE © пресс-служба Фридрих Вилле и сотрудники бутика FREYWILLE © пресс-служба
Расскажите, пожалуйста, о последних коллекциях.
Мы по-прежнему свято сохраняем технологию эмалевого производства. Процесс изготовления каждого изделия включает до 80 последовательных этапов: слои ярких минеральных пигментов и порошка из 24-каратного белого или желтого золота наносятся вручную, потом запекаются при температуре 800 градусов, полируются, далее следуют несколько этапов обжига под слоем прозрачной глазури. Из последних мастеров отмечу Софи Тойбер-Арп, швейцарскую художницу и скульптора, известного представителя течения дадаизма. Неслучайно посвященную ей коллекцию мы назвали Dada Dance. Кстати, она увлекалась танцами и даже выступала в известном цюрихском кафе «Кабаре Вольтер», где и зародился дадаизм. Геометрические абстракции Hommage à Sophie Taeuber-Arp вдохновлены ее полотном 1932 года «Четыре пространства с красными катящимися кругами».
1 из 5 Браслет «Балерина», коллекция Кольцо «Дива», коллекция «Посвящение Софи Тойбер-Арп. DADA Дэнс» © пресс-служба Часы «Елена», коллекция «Посвящение Софи Тойбер-Арп. DADA Дэнс» © пресс-служба Серьги «Пеббл», коллекция «Посвящение Софи Тойбер-Арп. DADA Дэнс» © пресс-служба Кольцо «Дива», коллекция «Посвящение Софи Тойбер-Арп. DADA Дэнс» © пресс-служба Кулон «Малый полумесяц», коллекция «Посвящение Софи Тойбер-Арп. DADA Дэнс» © пресс-служба
О чем вы мечтаете?
Очень сожалею, что невозможно прожить несколько жизней: одну я непременно провел бы в Италии, другую — в Париже и третью — в России, главным образом в Третьяковской галерее. Здесь понимают искусство, как нигде, потому и ценят наши украшения.
Реклама. ООО «Фрай Вилле», erid: F7NfYUJCUneP5VstXLwj
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»