Власти хотят увеличить долю инновационной продукции в ВРП Башкирии до 35%
Доля инновационной и высокотехнологичной продукции в структуре валового регионального продукта в Башкирии к 2030 году должна достичь 35%. Такая цель содержится в проекте комплексной государственной программы «Научно-технологическое развитие РБ», подготовленном министерством образования и науки республики. С документом ознакомился РБК Уфа.
Всего в рамках программы предлагается поставить три стратегические цели. Две другие — это увеличение доли молодых исследователей в возрасте до 39 лет до 58% и обеспечение разработки и внедрения не менее 400 «новых передовых производственных технологий по приоритетным направлениям научно-технологического развития».
Для достижения этих целей в программе поставлены 12 задач:
сформировать непрерывную систему воспитания и профессиональной подготовки в сфере науки, техники и технологий;
обеспечить подготовку квалифицированных кадров по приоритетным отраслям экономики;
обеспечить развитие студенческого технологического предпринимательства, раскрытие предпринимательского потенциала молодежи;
создать благоприятные условия для привлечения и удержания молодых ученых в секторе исследований и разработок РБ и др.
Целевой показатель доли инновационной продукции в ВРП содержался и в предыдущей программе развития науки и технологий в республике, которая действовала с 2017 по 2023 год. Согласно документу, в 2022 году она должна была составить 30,8%, а в 2023 году — 31,1%.
Российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Чулок сообщил РБК Уфа, что доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и услуг используется Росстатом как индикатор научно-технологического развития региона. Методика расчета этого показателя разработана в Высшей школе экономики. При этом просто установить планку на пятилетнюю перспективу недостаточно, отмечает эксперт.
«Научно-технологическое развитие предполагает, что мы смотрим не на один, а хотя бы на два-три шага вперед. И сейчас многие страны — Китай, Южная Корея, Япония — осваивают уже 2050 год на базе научно-технологического форсайта. Логика такая. Надо сначала сделать серьезный форсайт, который определяет облик будущего: для чего мы будем применять науку и технологии, какой образ региона мы видим? Какими будут общество, медицина, образование, экономика? И от этого, обратным ходом, уже задавать вопрос: а нам какая наука для этого нужна? Как она должна быть интегрирована в федеральную, мировую науку? И уже тогда можно задавать вопрос: 35% — это много или мало? Не экстраполяция ретроспективного подхода — вот у нас было 31%, а теперь 35%. Это могло работать в прошлом веке. Нужно смотреть не из прошлого в будущее, а, понимая облик будущего, в настоящем его управленческими инструментами формировать», — говорит Александр Чулок.
По словам ученого, то, что региональные власти разработали такую программу, это хорошо. Но это лишь один из инструментов. Программа должна быть увязана с реальным инновационным потенциалом региона, с кластерами, которые созданы в республике, добавил ученый.
Как сообщал РБК Уфа, вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко ранее анонсировал, что 19 пилотных регионов, включая Башкирию, представят свои программы научно-технологического развития в мае 2024 года. Эти меры направлены «на синхронизацию обновленной стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденную президентом, говорил Чернышенко.