В Счетной палате предложили чаще использовать удаленку в бюджетных организациях
Ольга ИгнатоваНаибольший разрыв в оплате труда мужчин и женщин в России сегодня приходится на возраст 30-39 лет, то есть на возраст, когда большинство женщин становятся мамами и занимаются воспитанием детей. Об этом говорится в докладе Счетной палаты РФ «Анализ реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин, обеспечение их равных возможностей для развития и включения в общественный процесс», с которым ознакомилась «Российская газета».
Совмещать материнство и работу получается не у каждой представительницы прекрасного пола. Поэтому в Счетной палате рекомендуют работодателям чаще вводить гибкие формы занятости для женщин с детьми.
В докладе отмечается, что женщины традиционно составляют большую часть населения России (в среднем с 2017 года — 53,6 %), продолжительность их жизни выше, чем у мужчин. Занятость женщин возрастает по мере увеличения их возраста и достигает наиболее высоких значений в возрастной группе 35-54 года. Больше всего женщин занято в области образования, здравоохранения и социальны услуг (около 80 %), меньше — в строительстве и добыче полезных ископаемых. К гендерно нейтральным можно отнести такие сферы, как научная и техническая деятельность, операции с недвижимостью, государственное управление и социальное обеспечение.
По итогам 2021 года максимальный гендерный разрыв в оплате был отмечен в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, минимальный — в сфере образования. Максимальная разница в зарплатах мужчин и женщин в основном характерна для регионов с развитой тяжелой индустрией, преобладанием «мужских» профессий (добыча полезных ископаемых, металлургия, электроэнергетика, строительство).
Сильный гендерный дисбаланс преобладает и в управленческом звене высших учебных заведений. Но это общемировая проблема, которая характерна и для руководства университетов США, Франции, Германии и других стран. В системе высшего образования России женщины составляют чуть больше половины занятых — 57,6 %. Среди проректоров их доля снижается до одной трети — 34 %. Число женщин в ректорском корпусе составляет менее одной пятой от числа всех руководителей вузов. Из 274 ректоров государственных вузов — 52 женщины (18,8 %). Средний доход женщин-ректоров составлял в 2017 году 5,6 млн рублей в год, мужчин — 14,0 млн рублей. К 2022 году доходы женщин-ректоров повысились до 6,5 млн рублей в год, однако разница по-прежнему составляет 60 %.
Интересно, что в неформальном секторе экономики в 2021 году было занято 14571 тыс. человек, из них 44,8 % — женщины. Наибольшая доля как мужчин, так и женщин в этом секторе приходится на возраст 30-39 лет, то есть возрастную когорту, для которой характерны расширенные семейные обязанности в связи с рождением детей.
Одной из причин гендерного разрыва является и то, что женщины при аналогичном с мужчинами уровне компетенций имеют более низкие ожидания по зарплате. К тому же женщины тратят на ведение домашнего хозяйства в среднем 4 часа 28 минут в сутки в выходные дни и 2 часа 17 минут в будние дни — в 1,9 и 3,9 раза соответственно больше, чем мужчины.
В Счетной палате рекомендуют, в частности, разработать систему мер, стимулирующих работодателя к формированию персонифицированных социальных пакетов для работников с учетом пола, возраста, наличия детей, семейных обязанностей, в том числе предусматривающих создание и развитие детской инфраструктуры, включая детские образовательные организации всех уровней с режимом работы, благоприятствующим выполнению работниками трудовых функций. Также стоит распространить практики поддержки женщин, принятые в крупных коммерческих компаниях, ориентированные на помощь работникам в решении социально-бытовых вопросов, повышении уровня и/или приобретении новых компетенций и нацеленные на повышение вовлеченности сотрудников, в частности помощь в адаптации при выходе из декретного отпуска, поддержка одиноких матерей с детьми и др.
Необходимо и разработать предложения по расширению возможности использования удаленной работы и создания дополнительных условий неполной занятости для работников с семейными обязанностями в государственных и бюджетных организациях всех уровней власти.