Найти своих и себя: почему книжные клубы так популярны
Кадр из фильма «Оставленные» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Разбираемся, кто и зачем организовывает книжные клубы, что там читают и обсуждают, можно ли на них заработать (скорее нет) и как себя правильно вести
Не так давно упоминание книжного клуба вызывало однозначные ассоциации: группа скучающих дам среднего возраста собирается в уютных гостиных, чтобы обсудить популярный роман. Растиражированный образ сегодня потерял актуальность: книжные клубы переживают настоящий ренессанс. Никаких домашних встреч или пыльных библиотек — теперь «заседания» проходят в модных кафе, галереях и в прямых эфирах соцсетей. Цифры и имена говорят сами за себя. Книгами заинтересовалось молодое поколение: в TikTok хэштег #BookTok набрал больше 220 млрд просмотров. Контент максимально разноообразен: под хэштегом можно найти не только туры по книжным магазинам и драматичные вздохи над романами Колин Гувер — хотя и этого там предостаточно. Главная особенность #booktok и любых книжных блогов в других соцсетях в том, что благодаря разнообразию каждый может найти друга по интересам — отличная возможность для мира, где, по некоторым оценкам, четверть людей чувствуют себя одинокими.
Все это стало плодородной почвой для роста и развития книжных комьюнити: настолько, что сегодня книги и разговоры о них стали настоящим трендом. В соцсетях шутят, что сложно найти селебрити без собственного книжного клуба. Дуа Липа. Кайя Гербер. Добавьте в список Дакоту Джонсон, Эмму Робертс, выпускницу Гарварда Натали Портман и, конечно, пионера книжных клубов Риз Уизерспун, сумевшую одной из первых превратить любовь к чтению в важный компонент успеха собственного продюсерского бизнеса. Настолько важный, что журнал TIME отмечал, что «прикосновение Уизерспун» — одна из самых желанных наград в издательском мире: ее мнению так сильно доверяют читатели, что это влияет на продажи — больше половины книг, отобранных на тот момент ее книжным клубом, попали в список бестселлеров The New York Times.
Не отстают от тренда на обсуждение книг и модные бренды. Так, три года назад Chanel запустил книжный клуб Les Rendez-vous littéraires au rue Cambon, посвященный литературе, написанной женщинами. Мероприятия проводятся для узкого круга приглашенных, но с участием известных гостей и трансляцией для широкой аудитории: любой желающий может включить запись встречи и послушать, как о книгах вместе с внучкой Грейс Келли Шарлоттой Казираги беседуют Кейт Бланшетт, Кира Найтли, Кристен Стюарт или Наоми Кэмпбелл.
Не отстает от тренда и Dior: в честь одной из своих наиболее узнаваемых сумок французский модный дом запустил проект Dior Book Tote Club. В нем о своих любимых книгах успели рассказать Розамунд Пайк, Натали Портман, Притти Йенде и Беатриче Борромео. Тренд на чтение подхватил этим летом и Miu Miu: бренд переоборудовал газетные киоски в разных городах мира, а также создал собственную книжную подборку.
Контакт со «своими»
Кадр из фильма «Книжный клуб» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКМожно смело утверждать, что секрет повсеместной популярности книжных сообществ не только в блеске звезд или модных трендах: вероятнее всего, большая часть посетителей таких клубов даже не знает о многих из перечисленных выше голливудских инициатив. Книжные клубы привлекают за счет своих объективных преимуществ. «Я постоянно спрашиваю у участников: зачем они тратят время, силы и часто деньги на это? Что получают от книжного клуба? — рассказывает Екатерина Аксенова, организатор книжного клуба «Просветитель» и создатель курсов для модераторов книжных клубов. — Люди ценят сообщество, объединенное ценностями и предпочтениями, возможность больше читать и лучше разбираться в прочитанном, а также интеллектуальную радость от глубокого обсуждения книг в кругу умных, знающих и эрудированных людей. Кроме этого, книжный клуб создает поддерживающую рутину, которая помогает справиться с переменами в жизни: тут и интеграция в незнакомую культуру при переезде, и расширение круга общения, и хороший нетворкинг».
По словам Сергея Кумыша — писателя, переводчика и организатора собственного книжного клуба «Читайте меньше» — формат книжных клубов становится все более популярным из-за того, что люди стараются преодолеть разобщенность. «Если мы согласимся с тем, что чтение — это радость (слово «удовольствие» я категорически не люблю), то люди посещают такие встречи как раз для того, чтобы разделить радость. Мне кажется, пока ты радостью не поделился, она не будет полной. Бывает, конечно, что люди приходят в клуб свое недоумение разделить, но это реже. Ну и наконец чтение — это знакомство. Поэтому люди приходят в клуб знакомиться, зачастую с самими собой», — говорит он, и добавляет, что из-за того, что люди очень разобщены, им хочется «собираться в кучки», хоть по такому признаку. Его собственный книжный клуб был организован в 2023 году также с целью объединения. «Первая встреча состоялась, кажется, в декабре, — говорит Кумыш. — Онлайн-формат выбрали по очень простой причине: чтобы люди, которые не могут встретиться физически, но хотели бы поговорить о той или иной книжке, такую возможность имели».
Люди приходят в клуб знакомиться, зачастую с самими собой.
«Тем, кто много читает, хочется обсудить книжку, поспорить, поругать, посмеяться. А рядом далеко не всегда есть те, с кем можно это сделать», — говорит Алена Долецкая, недавно запустившая собственный клуб «ПойдуПочитаю». По ее словам, момент создания она «оттягивала как могла». «Но моя команда, мои дружки и моя аудитория в Сети давно просили. Хотели вместе читать и обсуждать». Так было придумано сразу два формата: онлайн, для общения в чате и встреч в зуме, и офлайн «для всех, кто любит личные встречи глаза в глаза». И то, и другое про поиск единомышленников, интересные дискуссии, возможность высказаться и сверить координаты.
«Люди собираются вместе, чтобы побыть среди единомышленников, — говорит Анна Озеркова, создательница петербургского книжного клуба i_see_a_book_club, существующего с 2017 года. — Чтобы увидеть, что все продолжается и что мы по-прежнему способны читать один и тот же текст и видеть его хоть и по-разному, но похожим образом. Люди нуждаются в комьюнити, в том, чтобы быть в непосредственном контакте со своими. Искать и получать ответы на вопросы устройства мира посредством художественной литературы в проверенной компании — удивительное благо».
Книжный корпоратив
Кадр из фильма «Американское чтиво» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКОбъединяющую силу книжных обсуждений заметили и в крупных компаниях: книжные клубы сегодня выполняют роль не только пиар-мероприятий модных брендов, но и работают как способ построения корпоративных коммуникаций. «Для нас это сильный инструмент интеграции сотрудников в культуру компании и усиления бренда работодателя, — говорит руководитель отдела корпоративных и внешних коммуникаций «МЕТРО Россия» Анна Щепилова. — Мы понимали, что обычный книжный клуб существует как небольшое сообщество постоянных любителей чтения, которые собираются ограниченным кругом и читают то, что им интересно. Это достаточно эффективный формат. Но нам хотелось сразу сделать это масштабным проектом, чтобы он охватывал большее количество сотрудников, имел отношение к ценностям компании и помогал коллегам развиваться. Возможно, даже служил социальным лифтом. А коль скоро мы вкладываемся в этот масштаб, занимаемся организацией книжных клубов на достаточно серьезном уровне, мы развили эту гипотезу и теперь превращаем заседания внутреннего книжного клуба еще и во внешний медиапродукт». Так, по словам Анны Щепиловой, в ближайшем будущем будет запущен подкаст по книжной теме.
Она обращает внимание на то, что книжных клубов сегодня невероятно много, но при этом у каждого из них «разная оптика рассматривания и обсуждения текста, разная атмосфера, принцип отбора книг и соответственно разная аудитория». Именно это и делает емкость «рынка» книжных клубов практически бесконечной: найти людей со схожими литературными вкусами не так и просто, как может показаться на первый взгляд. Все эти объединения сильно отличаются друг от друга — прежде всего выбором книг и приглашенными участниками.
Какие книги почитать этой зимой: выбор резидентов Дома творчества Переделкино
Диктатура чтения
Кадр из фильма «Американское чтиво» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК«Как я отбираю книги, которые будут читаться, обсуждаться в клубе? Это никогда не демократия, это всегда книги, которые мне показались интересными», — говорит Екатерина Баева, создатель собственного книжного клуба и основатель телеграм-канала «Мистер Дарси и бал». Ее книжный клуб был рожден из желания помочь читать литературу в оригинале: «Сначала, во время пандемии, я придумала провести вебинар про то, как начать читать романы в оригинале: я понимала, что многие недооценивают свои возможности — владея языком в достаточной степени, они, однако, думают, что не справятся с романом в оригинале, и поэтому даже не начинают. Затем был вебинар о том, как читать рассказы — более короткую форму, с акцентом на использование прочитанного для улучшения иностранного языка. Мы разбирали лексику, интересные грамматические конструкции и прочее. И во время одного из вебинаров появилась идея организовать книжный клуб, чтобы показать, как это работает на практике. Некоторые участники с энтузиазмом поддержали эту мысль, и так я создала клуб, где мы читали тексты в оригинале». По словам Екатерины Баевой, все складывалась максимально органично: «Это было для меня вполне естественно, так как я работала на филологическом факультете СПбГУ и преподавала английский язык студентам».
Стоит отметить, что «недемократичный» подход к выбору обсуждаемой литературы свойственен не только обладателям преподавательского бэкграунда, а многим организаторам книжных клубов.
«С самого начала я пользуюсь руководящей позицией и предлагаю к обсуждению те книги, которые сама хочу прочесть в данный момент, — говорит Анна Озеркова. — Иногда могу прислушаться к предложениям участников клуба, но все реже это делаю». Ее «книжное меню» расписано на годы вперед: «Есть определенный маршрут, по которому я иду. Приятно, что в этом паломничестве со мной рядом прекрасные талантливые люди».
По словам Екатерины Аксеновой, в книжном клубе «Просветитель» все просто: «Мы читаем книги из длинных списков премии за все годы ее работы». Но в других книжных клубах, которые она ведет, например частных и корпоративных, книги подбираются так, «чтобы создать самое интересное, живое и полезное для участников обсуждение». «Это может быть большой роман, например такой, как «Бронепароходы» Алексея Иванова, или нонфикшн — скажем, замечательно подходит для дискуссии работа Павла Басинского «Бегство из рая».
Именно «Бронепароходы» обсуждались на первой встрече частного книжного клуба, рассказывает Екатерина Сивер, управляющий собственник компании Fifth Avenue. «Наш книжный клуб появился полтора года назад и первоначально рассматривался как светский салон при одном из наших дизайн-пространств — Design Cafe при галерее Fifth Avenue. Я просто собрала 20 знакомых предпринимателей и топ-менеджеров компаний, которые читают не только бизнес-литературу, — говорит Екатерина Сивер. — Сначала мне казалось логичным читать о том, как предприниматели справлялись с кризисом 100 лет назад, находить различия и сходства, читать о ценностях людей прошлого столетия. Первой книгой была «Бронепараходы» Иванова, в ней 700 страниц, и это оказалось входной проверкой. Помню, как мы пили чай из самовара, макали в него сушки и сухари, отчего появлялось ощущение «как на кухне», где всегда происходили самые сокровенные разговоры». В клуб нельзя попасть «с улицы»: «Мы закрытый клуб, куда можно попасть только по рекомендации и после личного знакомства». Выбор привязан к тематике сезона: три книги выбираются путем голосования из шести заранее отобранных организатором и модератором.
Необходимость связи между обсуждаемыми книгами отмечает и Сергей Кумыш: «Книги, которые мы обсуждаем, должны хоть в чем-то одна с другой сочетаться, перекликаться, «перемигиваться». Например, на одной из встреч мы обсуждали общие мотивы «Капитанской дочки», «Властелина колец» и Евангелия от Иоанна. Рамок и табу у нас точно нет».
Литературная диета и чтение за гаражами: как, когда и зачем читать
Секреты успеха
Кадр из фильма «Королевство полной луны» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБККакими бы ни были стремления участников книжных клубов, центральным элементом таких обсуждений все равно остается литературное произведение. «Успех обсуждения зависит на 90% от выбора книги, — говорит Анна Озеркова. — Мне сложно выделить даже пять. О «Волшебной горе», «Музее невинности», «Боге мелочей», текстах Сорокина и Набокова мы продолжаем говорить на последующих встречах, дополняя и уточняя ранее сказанное. Мне запомнилось обсуждение «Черного принца» Айрис Мердок. Кажется, мы досидели за полночь, размышляя о противостоянии двух главных писательских типов людей».
Регулярные отсылки к прошедшим обсуждениям — признак успеха и по мнению Екатерины Сивер. «Самая удачная книга — «Дорога» Кормака Маккарти: до сих пор мы возвращаемся к ней в обсуждениях. Книга была актуальна для всех, но мне кажется, что мужская половина нашего клуба прочувствовала ее намного сильнее, чем женская. Всю книгу пронизывают глубокие, ранящие в самое сердце вопросы. Есть ли смысл жить, если будущего — нет? Вообще нет? Это роман о том, что все в жизни относительно, что такие понятия, как добро и зло, в определенных условиях перестают работать и теряют смысл. Это роман о том, что действительно важно в жизни, и о том, как это ценить». По словам Екатерины Сивер, оказалось, что эта книга задает те же вопросы, что участники клуба задают себе на определенном жизненном этапе.
Но единогласный восторг не единственный гарант успешной книжной встречи. Так, самым удачным обсуждением в своем клубе Сергей Кумыш называет дискуссию вокруг «Мастера и Маргариты». «Собрались поклонники романа и те, кому он не нравится (я среди вторых). И вроде бы каждый остался при своем, но при этом не просто понял, а в некотором смысле подсветил точку зрения другого. В общем, и умно, и душевно получилось, и никто никого убить не хотел, и как будто все только сильнее сплотились к концу, — говорит он. — До сих пор эту встречу иногда вспоминаю. Это, наверное, вообще одна из лучших литературных дискуссий в моей жизни была».
В общем, и умно, и душевно получилось, и никто никого убить не хотел, и как будто все только сильнее сплотились к концу.
Одно из главных преимуществ хорошего книжного обсуждения — это возможность говорить о сложных и серьезных темах без лишней боли, считает Екатерина Баева. «Недавно мы читали Лиану Мориарти. Несмотря на ее кажущуюся легкость, книга затрагивает такие глубокие вопросы, как утрата близких и внезапная смерть. Мы обсуждали это искренне, делились личными переживаниями, вспоминали ушедших, а порой даже смеялись, рассказывая забавные истории. Это удивительная атмосфера: общее чтение объединяет, и клуб становится сообществом, где люди поддерживают друг друга, обсуждают самые сложные темы с теплотой и юмором», — рассказывает Екатерина Баева. Она признается, что подготовка к встречам требует много времени и усилий — нужно не только прочитать книгу, но и изучить дополнительные материалы. Однако обсуждение, по ее словам, дает невероятный заряд энергии. «После таких встреч появляется вера в человечество, дискуссия наполняет силой и радостью».
По словам Екатерины Сивер, для книжного клуба, как и для любого сообщества, важны три составляющие: «лидер, цель, люди». «Лидерство — это не разовая акция, это процесс. Бывает, что встречи проходят непросто, бывают конфликты, иногда очень хочется все бросить, но ты же взял ответственность, поэтому просто взять и уйти — это просто. В разы сложнее — разрешить конфликт, правильно смодерировать ситуацию и выйти на новый этап отношений, понимая, для чего ты все это делаешь. И конечно, без самих участников невозможна никакая динамика. Повторюсь, важно, чтобы люди были разные, не говоря уже про базовые вводные: начитанность и уважение к чужому мнению».
Что такое правила хорошего тона и зачем они нужны
Передача знаний
Кадр из фильма «Чтец» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКПроцесс организации и проведения книжных клубов так специфичен и непрост, что существуют даже курсы для их модераторов. Туда идут не для обучению «ремеслу»: организация книжных обсуждений едва ли может стать надежным источником дохода. «Напрямую на этом деле не наживешься, — пишет организатор курсов для модераторов Екатерина Аксенова в своем телеграм-канале. — Я сторонник платных клубов, в среднем по рынку участие в заседании стоит 500–1500 руб. Размер группы ограничен, больше 12 человек собирать контрпродуктивно, поэтому максимум выручки за заседание — 18 тыс. руб. Не то что бы мощная финансовая мотивация».
Кроме этого, по ее словам, существует проблема принципиальной немасштабируемости книжного клуба: «Даже если бы у меня вдруг появилось десять таких частных клубов в месяц, я бы не смогла их вести. Может, бывают суперлюди, способные на десять заседаний в месяц, дает же Дэвид Копперфильд по 500 шоу в год, но это уже сложный фокус». Таким образом, предел количества участников и встреч определяет и предел выручки. Однако если у организатора есть проект, в котором он работает с сообществом любого типа, то книжный клуб может решить самые разные задачи, считает Аксенова: «Если вы занимаетесь кадровой политикой в крупной компании или стартапе, инфобизнесом, строите свой личный бренд профессионала или консультанта, развиваете культурный проект — музей или галерею, представляете книжный магазин, издательство или библиотеку, делаете подписной сервис, создаете деловое сообщество, то книжный клуб — ваша тема».
Возможно, именно этим и можно объяснить растущий от потока к потоку интерес к курсу модераторов книжных клубов. «Мы придумали курс с одной целью — найти и обучить новых модераторов для книжного клуба «Просветитель», — говорит Екатерина Аксенова. — Первый поток, который прошел год назад, собрал 20 человек, второй — уже 150. А сейчас анкету предзаписи на третий поток заполнили несколько сотен человек. Мы планируем провести его в начале следующего года».
Курс охватывает все аспекты организации книжного клуба и модерации встреч. Аксенова отмечает: «Сама встреча — это лишь небольшая часть работы модератора. Клуб, у которого есть четкая структура и цели, практически модерируется сам, вам нужно только направлять диалог. Но для этого важно понимать, как организовать работу, продумать программу чтения и представить книгу участникам так, чтобы они увидели ее ценность». Участники курса также изучают теорию, посещают вебинары, наблюдают за заседаниями клуба, проводят книжные питчинги и создают стратегию для своего будущего клуба. «Мы даем много практики и большую методичку, чтобы слушатели могли не только изучить теорию, но и применить ее», — добавляет Аксенова.
Передают опыт проведения книжной дискуссии и следующим поколениям. «Идея детского клуба с ребенком-ведущим пришла нам с дочкой во время обсуждения книг Кира Булычева, — говорит Анна Озеркова. — Решили попробовать и пока сталкиваемся со сложностями. Главная из них — ребенку сложно модерировать другого ребенка, который взахлеб рассказывает свою историю, лишь косвенно связанную с текстом. Дети перебивают друг друга. Робким не удается вставить ни слова, а модератор может даже не заметить, что тот хотел высказаться». Впрочем, уже через некоторое время после начала обсуждения дети начинают приспосабливаться к формату. «Мне хочется верить, что книжный клуб разовьет в моей дочери и в других детях привычку анализировать текст и выискивать среди людей тех, кто поддержит беседу на самые лучшие темы в мире».
Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы
Книжный этикет
Кадр из фильма «Ноттинг Хилл» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКНе только дети могут чувствовать себя неуютно во время книжных обсуждений — взрослые тоже сталкиваются с такой проблемой. Для комфортной коммуникации нужно, чтобы все участники были максимально корректны друг с другом. Кроме того, нужно трезво оценивать, насколько вы готовы обсуждать произведение. «Интересно и приятно обсуждать книги, которые тебе нравятся, но очень сложно — те, которые ты сильно любишь, — отмечает Анастасия Дубровина, продюсер и постоянный участник книжных клубов. — Наверное, книги, которые очень любишь и принимаешь близко к сердцу, вообще не очень-то и хочется именно обсуждать. Их скорее хочется вместе с кем-то любить — а это часто совсем другое; тоже совместная практика, но далеко не всегда предполагающая полноценное обсуждение».
Однако даже если вы пришли обсудить книги, которые не вызвали у вас особо теплых чувств, стоит держать в уме, что такие люди могут на встрече быть — и задевать их не стоит. «Самое главное правило книжного клуба — помнить, что все это проводится, чтобы все участники получили много интеллектуальной радости от хорошего обсуждения книг, — говорит Екатерина Аксенова. — Это не обучение, не трибуна и не место, где вы непременно должны убедить всех принять свою точку зрения».
Приятно обсуждать книги, которые тебе нравятся, но очень сложно — те, которые ты сильно любишь.
Идти в книжный клуб, чтобы слушать, а не для того, чтобы говорить, — личное правило Екатерины Сивер. «Это не значит, что не надо выражать свою точку зрения, наоборот — обязательно нужно делиться своим мнением, оно полезно для участников. Но вы же приходите в клуб обогатиться, и часто позиция слушателя дает намного больше», — отмечает она.
То, что дискуссия может полностью поменять оптику и что нужно к этому быть готовым, считает Анна Озеркова. «Подготовиться к обсуждению книги нужно так: вдумчиво полностью прочесть текст. Определить свое мнение о прочитанном. Разобраться в контексте, узнать что-то об авторе. Понять, что зацепило. Ответить себе на вопрос — остается в личной библиотеке или нет. После обсуждения в клубе мнение может радикально поменяться».
О необходимости сформулировать свои мысли перед встречей говорит Алена Долецкая: «Если в первый раз идете в клуб и особенно если не привыкли говорить на публике, сделайте домашнюю работу и подготовьтесь. Продумайте, пропишите или проговорите те мысли, которые вам хочется обсудить. Не пускайте на самотек, растеряетесь. Либо растечетесь мыслью по древу в момент X, либо вовсе промолчите. Оба варианта не годятся».
Однако помните, что самое важное во всем процессе подготовки — сохранение своей любознательности, интереса и любви к чтению. «Мне кажется, главный совет –– не ждать слишком многого от себя и других, — говорит Сергей Кумыш. — Он и для книжного клуба, и для жизни вообще годится».
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»