Мнение: Закон о цифровых платформах повысит качество на маркетплейсах
Новый закон о цифровых платформах повысит качество товаров на маркетплейсах
Закон о цифровых платформах повысит качество на маркетплейсах и других онлай-площадках для конечного потребителя. Такое мнение РБК Кавказ высказал заведующий кафедрой цифровых бизнес-технологий и систем учета СКФУ Александр Калашников.
Эксперт отметил, что законопроект «О платформенной экономике», который разработало Минэкономразвития РФ скажется положительно как на бизнес, так и на пользователя. Документ был вынесен на обсуждение в сентябре 2024 года, после чего получил замечания со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минцифры. В новой версии их устранили, но принятие законопроекта повлечет за собой изменения в КоАП РФ и трудовом законодательстве. В случае принятия законе будет действовать с 1 сентября 2025 года.
Александр Калашников, завкафедрой цифровых бизнес-технологий и систем учета СКФУ
«На мой взгляд, законопроект нужный. Он вводит определенные понятия. Например, коммерческая, цифровая платформа. И хорошо, что ФАС сделал замечания по поводу маркировки товаров, которые продаются через маркетплейсы. Есть товары, особенно медикаменты, которые необходимо регулировать и четко за ними следить. К сожалению, на сегодняшний день такого регулирования нет.
Законопроект в первую очередь отразится на самих покупателях. То есть человек в таком случае будет уверен, что регулирование повысит качество на маркетплейсах и позволит быстро решать какие-либо споры при продаже плохого товара. Государственное регулирование минимизирует риски при продаже некачественных товаров.
Потребителю регулирование поможет получать большее качественный товар. Мы с вами периодически сталкиваемся с тем, что товар приходит некачественный или ненадлежащего хранения. А госрегулирование ограничит маркетплейсы, которые будут получать штрафы за это. Считаю, что в первую очередь законопроект поможет потребителю. Если возникнут проблемы судебного характера, они будут проще решаться.
И для бизнеса это хорошая затея. В первую очередь, для малого и среднего предпринимательства. Например, в законопроекте закладывается взаимодействие контрагентов, поставщиков, потребителей. Вводится уведомление о расторжении контрактов на поставку товаров. Сейчас маркетплейс самостоятельно имеет право в течение месяца чуть ли не три раза менять договора, не всегда в пользу бизнеса», — заявил Калашников.
Законопроект «О платформенной экономике» был разработан Минэкономики РФ при участии ряда ведомств с целью регулирования отношений, возникающих между цифровыми платформами, продавцами товаров и потребителями, и предполагает введение единых правил игры в этой сфере.
Регулирование будет распространяться на все цифровые платформы, при этом отдельно затронет так называемые посреднические платформы, которые организуют многостороннее взаимодействие участников рынка, размещают предложения о продаже товаров и предоставлении услуг, дают возможность заключения сделок и расчетов на самой платформе и получают основной доход от сделок и услуг.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-продаж в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) за первое полугодие 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 60% и составил 116 млрд руб.
Рост онлайн-продаж в разных регионах округа был неоднородным. В Чеченской республике он составил 99%, в Дагестане 79,6%, в Кабардино-Балкарии 73%, в Карачаево-Черкессии 71%, в Ингушетии 61,4%, в Северной Осетии 58,6%, а в Ставрополе 48,7%.