Эксперт РАНХиГС оценил риски неисполнения региональных бюджетов
В условиях прогнозируемого дефицита федерального бюджета на 2025 год и последующие 2026-2027 годы присутствуют риски неисполнения региональных бюджетов. Однако в реальности это вряд ли произойдет, поскольку часть бюджетных кредитов может быть списана, а высвобождаемые средства перенаправлены на региональные инфраструктурные проекты. Таким мнением поделился с РБК Ростов директор Центра региональной политики РАНХиГС, член общественного совета при Минфине России Владимир Климанов.
Ранее правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Доходы бюджета в следующем году составят 40,3 трлн руб., расходы — 41,5 трлн руб., в 2026 году доходы планируются в сумме 41,8 трлн руб. при расходах в 44 трлн, в 2027 году прогнозируемые доходы 43,2 трлн руб. расходы — 45,9 трлн руб.
«В условиях дефицита федерального бюджета и дефицита всей бюджетной системы страны риски неисполнения региональных бюджетов, конечно, имеются. У регионов меньше возможностей для бюджетного маневра, чем у федерации. Долговые обязательства практически бессмысленны при столь высоких кредитных ставках, и надеяться можно только на наращивание межбюджетных трансфертов или новых федеральных бюджетных кредитов из федерального центра. В этих условиях регионам, конечно, сложно формировать долгосрочные планы развития», — сказал Климанов.
Тем не менее, такой сценарий маловероятен, добавил собеседник. «Думаю, этого не произойдет в силу того, что планируется приступить к списанию части бюджетных кредитов в достаточно значимых объемах. Высвобождаемые средства будут направлены как раз на инфраструктурные, инвестиционные проекты, реализуемые регионами», — сказал он.
При этом, по его словам, появление новых статей расходов в региональных бюджетах во многом связано с новым этапом стратегирования, новым перечнем национальных проектов, по многим из которых панируются субсидии для регионов. Часть новых нацпроектов нацелена на реализацию задач в сфере импортозамещения, достижения технологического лидерства и технологического суверенитета.
В частности, предусмотрено масштабное финансирование нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — на эти цели запланировано 3,9 трлн руб. Это должно обеспечить высокие темпы строительства инфраструктурных объектов.
«Скорее всего, сохранится на высоком уровне и поддержка новых регионов, а потому целый ряд проектов, связанных с обеспечением реализации государственной программы развития новых регионов, затронет и многие регионы юга России», — считает Климанов.
По его словам, здесь будут реализовываться и смежные проекты, необходимые для восстановления экономики новых регионов и создания в них объектов инженерной и социальной инфраструктуры. На более отдаленную перспективу планируется реализация масштабных проектов и в самом Южном федеральном округе.
«Например, есть планы по строительству высокоскоростных магистралей до Адлера, соединение дорог между горными территориями Западного Кавказа и Черноморским побережьем, реализации туристических кластеров в Адыгее, реализации проектов, связанных с развитием самого Черноморского побережья — в частности, масштабным проектом «Новая Анапа» и некоторыми другими», — уточнил Климанов.