Ученые оценили риск возникновения необратимых последствий ЧП на Кубани
Сюжет Спасти море
Оперативно принятые меры по ликвидации последствий разлива мазута на побережье Краснодарского края, случившегося в результате крушения танкеров «Волгонефть» в Керченском проливе 15 декабря, должны позволить избежать необратимых последствий для экосистемы Черного моря. Такое мнение высказал РБК Краснодар орнитолог, профессор кафедры зоологии и паразитологии медико-биологического факультета Северо-Кавказского федерального университета Михаил Ильюх.
«Пока еще нет риска возникновения необратимых последствий. Все интенсивно сразу спохватились и взялись, очищают, боновые ограждения поставили», — сказал Ильюх.
Вместе с тем он отметил недостаточность существующей группировки спасателей и волонтеров и необходимость ее наращивать, усиливать специальной техникой.
«То, что делают волонтеры — правильно делают, но этих волонтерских сил мало. Надо более масштабно привлекать силы МЧС с соответствующей техникой пока мазут не пропитался в грунт. В первую очередь необходимо приводить в порядок среду обитания животных и растений. Если среда обитания будет плохая, то там никакие животные и растения не поселятся. Среда — первична, обители — вторичны», — считает эксперт.
Последствия для птиц
Птиц, получивших загрязнение мазутом, можно спасти, но нефтепродукт оказывает негативное влияние на перьевой покров, считает Михаил Ильюх.
«Не дать ей погибнуть можно, но мазут — беда для оперения. Оно должно быть легким прочным, пушистым, а мазут нарушает всю эту структуру и, в общем, птица не может летать», — сказал орнитолог.
По его словам, популяциям северных птиц, которые зимуют в более теплой и менее снежной Кубани, нанесен серьезный ущерб. На их восстановление может уйти не один год.
Птиц после очистки перьевого покрова нельзя сразу выпускать на волю, так как у них смыт жировой слой, дополнил заведующий кафедрой экологии и биогеографии медико-биологического факультета Северо-Кавказского федерального университета Константин Харин.
«Некоторым видам нужно будет дождаться периода линьки и только после этого их можно будет отпустить. Также у птиц может произойти интоксикация», — сказал ученый.
Танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение в районе Керченского пролива 15 декабря 2024 года. Они перевозили около 9,2 тыс. т мазута. В результаты затопления образовался разлив нефтепродуктов.
Власти Кубани совместно с Росприроднадзором и экологами выработали алгоритм ликвидации последствий экологической катастрофы. Так, одной из приоритетных задач назвали быструю уборку и вывоз с прибрежной полосы мазута вторичного загрязнения, который находится в воде у берега.
По оценке министра экологии и природных ресурсов РФ Александра Козлова, объем грунта, загрязненного мазутом после крушения танкеров в Керченском проливе, может вырасти до 200 тыс. т. К 23 декабря спасатели и волонтеры собрали 14 тыс. т.
Как сообщал РБК Краснодар, днем 23 декабря в Краснодарском крае на трех участках побережья — в районе реки Можепсин, на береговой полосе станицы Благовещенской и на пляже Джемете — зафиксировали повторные выбросы мазута в ходе мониторинга береговой линии после шторма в ночь на 23 декабря.