У петербуржцев упал интерес к главной распродаже года
«Черная пятница» в розничных магазинах Санкт-Петербурга привлекла в нынешнем году на 5% меньше посетителей, чем в 2023-м, а за последние пять лет трафик в торговых центрах города снизился на треть. Об этом РБК Петербург сообщили в компании Focus Technologies.
«Черная пятница» (от англ. Black Friday) — день, в который начинается период масштабных распродаж, в этом году выпал на 29 ноября. Приобрести товары по сниженным ценам в большинстве магазинов было до воскресенья включительно 1 декабря.
Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торговых центрах Петербурга по итогу 48-й недели года оказался на 5% ниже, чем показатели 47-й прошлом году (на нее выпала "черная пятница"). По сравнению с тем же периодом 2019 года посещаемость упала 30%.
В ретейле сравнение со статистикой 2019 года — до начала пандемии ковида и СВО — сегодня принято считать более показательным.
При этом, если в 2019 году неделя, на которую пришлась «черная пятница», показала рост на 8% выше средненедельных показателей за январь — начало декабря, то в 2023 году рост был около 6%, а в текущем году — всего 2%. По данным руководителя направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаила Васильева, пятница и выходные 29 и 30 ноября и 1 декабря оказались лишь на 1% выше, чем аналогичные дни предшествующей недели, и были ниже, чем в 2023 и 2019 годах на 6% и 34% соответственно.
Он называет несколько причин снижения трафика. «Активность игроков рынка в части акций и распродаж возрастает обычно задолго до непосредственно "черной пятницы". Таким образом, трафик распределяется более равномерно в рамках всего ноября», — отмечает эксперт.
Кроме того, розничным магазинам все труднее успешно конкурировать с онлайн-каналами продаж. «Важным моментом, отличающим классические объекты торговли от онлайн, выступает необходимость физически добраться в торговый центр или магазин. А это существенно снижает компонент импульсного поведения в решении совершить такой визит. В аспекте акций это существенно снижает вероятность мгновенного отклика и концентрации людей в торговой точке в какой-то отдельный день или даже несколько дней, т.е. снижает их эффективность в сравнении с онлайн-каналом», — поясняет Михаил Васильев.
По его словам, особенности посещаемости торговых центров и объектов классического ретейла определяется в большей степени базовыми мотивами. Это устоявшиеся традиционные праздники, знаковые периоды, сезоны смены гардероба и т.п. К самым основным периодами пиковой посещаемости относятся дни перед 8 марта, 35 неделя (начало учебного года) и предновогодние недели. "Черная пятница" значительного прироста трафика в ТЦ больше не дает, указывает Васильев.
«Классической "черной пятницы" в России больше не существует в офлайне. Трафик классический, нет повышения, как будто это обычный день. Одновременно с этим мы видим очень существенный у некоторых игроков прирост подобных акций в онлайне, у некоторых это измеряется десятками процентов. Таким образом, мы видим некую цепную реакцию, когда онлайн за счет концентрированного маркетингового бюджета позволяет использовать акционную торговлю как способ моментного наращивания оборота. Офлайн при этом получает большую просадку», — заявлял основатель сети универмагов российских дизайнеров Slava concept, председатель Комитета по торговле Союзлегпром Александр Перемятов.
По данным Wildberries, общий рост продаж во время проведения акции «Черная пятница» в этом году по сравнению с 2023 годом составил 38%. При этом продажи крупной бытовой техники выросли на 149%, мототовары — на 129%, ноутбуки — на 112% по сравнению с прошлым годом.
На «Яндекс Маркете» в период распродажи оборот в категории бытовой техники вырос в 1,9 раза, а в электронике — в 1,6 раза, одежды и обуви — в 1,8 раза, товаров для дома — в 1,5 раза. На Мегамаркете в последний день акции «Черная пятница» в этом году средний чек увеличился почти в 3 раза относительно обычных дней месяца.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram РБК Вино
Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках
РБК Вино РБК Вино
Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино
РБК Вино РБК ВиноЗеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина
РБК Вино РБК ВиноАртур Саркисян о том, хватит ли российского вина
РБК Вино РБК ВиноКак устроено восприятие вкусов
РБК Вино РБК ВиноПроизводство вина в России достигло исторических максимумов
РБК Вино РБК ВиноПерспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом
РБК Вино РБК ВиноЦарь супов русских: все о борще
Реклама. АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"