RuPulse - это новостной портал

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей

23

В Петербурге продажи автомобилей выросли в сравнении с 2023 г. почти на 40%«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей0 Фото: PhotoXPress

В ушедшем 2024 году автомобильный рынок Петербурга показал взрывной рост, отмечают эксперты, хотя активные продажи не были связаны с увеличением покупательной способности граждан. С начала года и по ноябрь включительно (данных за декабрь 2024 г. еще нет) на авторынке Северной столицы было реализовано 68,1 тыс. новых автомобилей, что на 39% превышает прошлогодний показатель реализации (48,9 тыс. единиц), рассказали РБК Петербург в «Автостат инфо».

Похожие данные приводят аналитики центра «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика»: за десять месяцев этого года в Северной столице зарегистрировали 69,4 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 44% больше показателей 2023 года.

Доминирование Китая

В лидерах рынка, по данным центра «Автомаркетолог», — китайские марки Haval, Geely, Chery, Changan и OMODA. Член совета директоров группы «Автополе» (входит в холдинг «СКСР») Сергей Вайнер обращает внимание на то, что доминирование китайских брендов — центральный тренд года в автобизнесе. Аналогичной точки зрения придерживается и глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов.

«Сегодня очень много продаж в сегменте китайских авто. Открываются новые сервисы и станции техобслуживания, перепрофилируются СТО. То есть те, кто раньше обслуживал Volvo, стали обслуживать Geely и Zeekr. Рынок переформатировался и полностью перенастроился на китайские бренды», — подчеркнул он.

«Те, кто раньше обслуживал Volvo, стали обслуживать Geely и Zeekr»

Главным отечественным брендом года ожидаемо стала Lada, которая вполне успешно конкурирует с «китайцами» по числу проданных и зарегистрированных авто. Однако, несмотря на количество проданных машин, отечественный автопром в 2024 году едва ли показал себя с конкурентоспособной стороны, убежден Святослав Данилов. «Lada Vesta, Lada Granta, Lada 4×4, безусловно, находятся в топе продаж, — соглашается специалист. — Эти автомобили привлекают людей в регионах из-за доступной цены. Они остаются на одной из лидирующих позиций, но только в силу экономических причин».

Отечественный автопром в 2024 году едва ли показал себя с конкурентоспособной стороны

«Паническая реакция»

На рост интереса к новым автомобилям в этом году среди петербуржцев повлияли такие факторы, как рост рекомендованной розничной цены (РРЦ) по всем брендам, повышение ключевой ставки и утилизационного сбора, полагают эксперты. Выходит, что причины столь впечатляющей динамики продаж не самые обнадеживающие. «Рост и позитивная динамика октября [2024 года] обусловлены перешедшими продажами (контрактами) с сентября, когда активно формировался ажиотаж за счет предстоящего повышения ключевой ставки, РРЦ и утилизационного сбора. Но поскольку дилеры не спешили в октябре поднимать цены, то клиентами это было воспринято как последняя возможность купить автомобиль по более выгодной цене», — отметил директор по продажам и маркетингу «Санрайз Групп» Михаил Попов.

С 1 апреля в России начали действовать новые ограничения на ввоз автомобилей из других стран, усложняющие параллельный импорт. Теперь физические лица могут ввезти машину в РФ только напрямую через таможню, с уплатой всех налогов и акцизов. Также возможен ввоз авто через страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — Армению, Белоруссию, Кыргызстан и Казахстан, но с уплатой утилизационного сбора. Введение новых ограничений исключило схему так называемого «серого экспорта». С 1 октября также повысились ставки утилизационного сбора — налога, который импортеры и производители платят за ввозимые в страну нелокализованные автомобили.

«Ограничения параллельного импорта и анонс об увеличении ставки утильсбора привели к краткосрочному росту продаж, который эксперты назвали «панической реакцией рынка», — считает Вайнер. Но у повышения ставки утильсбора есть и обратная сторона — в будущем рост этого налога может привести к созданию новых производств, в том числе в петербургской агломерации, где в докризисные времена действовали несколько крупных автозаводов. C высокой ставкой утильсбора экспортеру выгоднее организовать производство на территории страны, где он хочет продавать свои автомобили, чем пытаться ввезти их втридорога через границу с новыми налогами.

«Повторить за Китаем важное»

У отечественных брендов почти нет шансов полноценно конкурировать с «китайцами» в будущем, а не довольствоваться узким ценовым сегментом, пока не налажено производство компонентов и комплектующих для производства российских автомобилей, сетует Сергей Вайнер. Из-за санкций и приостановки работы местных заводов (Nissan, Toyota и Hyundai, ныне — «Автозавод Санкт-Петербург», Aurus и «Автомобильный завод АГР», соответственно) около 50–60% производителей автокомпонентов в Петербурге и области покинули рынок.

У отечественных брендов почти нет шансов полноценно конкурировать с «китайцами» в будущем, а не довольствоваться узким ценовым сегментом

«Пока что того импортозамещения, которого мы бы хотели, не происходит. И в короткой перспективе я бы его не ждал, —считает Вайнер. — Нужно провести огромную работу. Требуется повторить нечто очень важное, что удалось сделать за 30 лет китайскому автопрому — сформировать отечественную компонентную базу, то есть производство компонентов и комплектующих. Эта работа у нас еще не начиналась».

Метод борьбы с утильсбором

В 2025 году стоит ожидать еще более динамичного захвата авторынка Петербурга китайскими брендами. По доле Lada на рынке можно понять, что «китайцы» расширяют экспансию и забирают часть клиентов, обращает внимание Михаил Попов (в 2024 году Lada присутствовала на рынке с долей 27%, но годом ранее этот показатель был на отметке в 31%).

Растущий утилизационный сбор и рост процентных ставок по кредитам продолжат смещать спрос в сторону эконом-сегмента, считает исполнительный директор «ЕвроАвто» (сеть магазинов и складов автозапчастей) Илья Плисов. «Поставки автомобилей под заказ будут продолжать развиваться как успешный метод борьбы с утильсбором. Мы возвращаемся в двухтысячные, когда рабочим инструментом перекупов был сайт mobile.de, но с поправкой на Корею и другие страны», — заключает эксперт.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей1

Как россияне будут отдыхать в 2025 году. Календарь

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей2

Самые яркие кадры 2024 года. Подборка РБК

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей3

Как сервировать новогодний стол. Инструкция

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей4

Песков прокомментировал перспективы завершения военного конфликта на Украине

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей5

Важные законы в сфере недвижимости и ЖКХ, принятые в 2024 году

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей6

Что будет с биткоином в ближайшую неделю

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей7

Российский шахматист в 18 лет выиграл чемпионат мира

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей8

Роскомнадзор предложил критерии пропаганды чайлдфри

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей9

Главные события 2024 года по версии российских виноделов

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей10

Какие станции метро открылись в Москве в 2024 году. Фото

«Возвращаемся в двухтысячные»: как изменился рынок автомобилей11

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов



Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

− 1 = 1