Венеция-2024: Альмодовар получил «Золотого льва» за фильм «Комната рядом»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Венеция-2024. Дневники фестиваля Ночью 7-го сентября завершился 81-й Венецианский фестиваль. Его итоги подводит кинокритик Стас Тыркин
Конкурсную программу Венеции этого года хочется назвать не просто отличной, но релевантной. Не было фильмов, приглашенных просто за прежние заслуги их авторов, как, допустим, часто бывает в Каннах. Самые зрелые участники конкурса Педро Альмодовар и Джанни Амелио выступили с важными для себя и своего зрителя художественно осмысленными высказываниями в защиту эвтаназии и в осуждение войн соответственно. Но основной массив представленных в главном конкурсе фильмов сняли не заслуженные пенсионеры, а режиссеры среднего и молодого поколений. Дебютов в основном конкурсе представлено не было, но из 21 картины 12 были сняты молодыми авторами, для которых представленные в Венеции фильмы стали всего лишь вторыми или третьими работами.
В этом году в конкурсе не было очевидного фаворита, каким год назад был фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» (Poor Things), который в результате и выиграл «Золотого льва». Однако имели место сильные предчувствия относительно будущего успеха фильмов, следующих известным политическим протоколам. Хорошо, что жюри под управлением выдающейся французской актрисы Изабель Юппер последовало этим протоколам лишь частично.
Фильм Альмодовара «Комната рядом» снискал самые продолжительные аплодисменты во время премьеры — 17 минут, но рекорды (даже такие неслыханные) далеко не всегда отливаются в призовое золото. В данном случае случилось не только это, но и редкое совпадение с мнением критиков, в опросах которых тоже лидировала «Комната рядом».
Педро Альмодовар пять лет назад был награжден в Венеции почетным «Золотым львом», но в качестве конкурсанта — невероятно, но факт — он впервые удостоен главной награды одного из двух главных фестивалей мира. В активе испанского маэстро призы за лучший сценарий (за «Женщин на грани нервного срыва» в Венеции и за «Возвращение» в Каннах) и приз за лучшую режиссуру (за «Все о моей матери» в Каннах же), но все это было уже очень давно. Говорить о том, что карьера Альмодовара состоялась, бессмысленно, но любому самому заслуженному режиссеру необходимо подтверждение того, что его новый фильм не хуже тех, что он снимал 20-30 лет назад. Важность «Золотого льва» для Альмодовара очевидна, ведь «Комнатой рядом» он дебютирует в Голливуде, а в Голливуде распространено мнение, что «ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой последний фильм». Никому, кроме киноведов и синефилов, неинтересно, что ты снимал много лет назад. Успех в Венеции открывает Альмодовару двери и в «оскаровскую» компанию (как это произошло в прошлом году с Лантимосом).
«Оскара» за сценарий к картине «Поговори с ней» Альмодовар получил 21 год назад, и сегодня можно не сомневаться, что его первый полнометражный англоязычный фильм снова будет серьезно рассматриваться академиками. «Комната рядом» (The Room Next Door) — медитация о женской дружбе, возрасте, смерти и эвтаназии как способе сделать неизбежный уход достойным и даже красивым. Это самое серьезное, «бергмановское» творение испанского мастера, в котором он «сузил» себя до самого минимума, не пожертвовав при этом своей на раз узнаваемой режиссерской идентичностью.
Это самое серьезное, «бергмановское» творение испанского мастера.
Второй по значению приз, Гран-при жюри, достался изысканной итальянской картине «Вермильо» (Vermiglio) Мауры Дельперо (это всего лишь второй ее фильм), великолепно, с непоказным мастерством снятой российским оператором Михаилом Кричманом, постоянным соавтором Андрея Звягинцева. Действие аскетичной, прозрачной, многонаселенной картины происходит в альпийской деревушке Вермильо во время Второй мировой войны — ее поэтический реализм наследует лучшим образцам итальянского и европейского кино.
Кадр из фильма «Вермильо»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Призом за лучшую режиссуру справедливо наградили амбициозного американца Брэйди Корбета за его монументальный во всех смыслах кинороман «Бруталист» (The Brutalist), и в правду очень оригинальный: архитектура нечасто становится предметом кинематографа. В центре произведения — судьба вымышленного венгерского архитектора по имени Ласло Тот и его жизненный путь «из фашизма в капитализм», как определил его сам режиссер. Своим успехом картина во многом обязана Эдриану Броуди, исполнившему в ней главную роль, но регламент Венецианского фестиваля не позволяет присуждать одному фильму два важных приза.
Кадр из фильма «Бруталист»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Может быть, поэтому Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на фоне большой конкуренции (кроме Броуди, был еще, например, Дэниэл Крэйг), впрочем, вполне справедливо вручили Венсану Линдону за картину «Тихий сын» (Jouer avec le feu / The Quiet Son) сестер Дельфин и Мюрьель Кулен. Актер справляется с очень трудной задачей — сделать убедительным и практически идеального персонажа, и его драму: он с огромной человеческой глубиной играет заботливого, всепонимающего отца, который тем не менее «проглядел» сына, пошедшего по кривой ультраправой дорожке. Как и Альмодовар, Линдон — признанный мастер, главный на сегодня французский актер, который несколько лет назад даже был председателем Каннского жюри. Но и мастерам нужно регулярно доказывать, что они все еще мастера — неудивительно, что у Линдона при получении приза серьезно разыгрался лицевой тик.
Венсан Линдон в фильме «Тихий сын»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Жюри Изабель Юппер оказалось щедрым на призы ее коллегам, французским актерам. 22-летний Поль Киршер был удостоен приза имени Марчелло Мастроянни, традиционно вручаемого молодому актеру или актрисе. В фильме «И дети их после них» (Leurs enfants après eux) братьев Людовика и Зорана Букерма он энергично и убедительно нарисовал образ 14-летнего «трудного подростка» и проследил за его становлением в течение пяти бурных лет.
Поль Киршер в фильме «И дети их после них»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Кубок Вольпи за женскую роль ушел к Николь Кидман за эротическую драму нового поколения «Плохая девочка» (Babygirl). Смелая актриса Юппер, сама игравшая что-то подобное в относительно недавнем фильме Верховена «Она», не говоря уже о «Пианистке», не могла не оценить смелость Кидман, пустившейся во все тяжкие ради роли наделенной большой корпоративной властью женщины с серьезными проблемами в интимной сфере. Кидман вернулась в Венецию за призом, но в этот же день у нее умерла мама, и она немедленно полетела назад к семье, прислав вместо себя режиссера Халину Рейн, которая со слезами на глазах огласила послание актрисы.
Николь Кидман в фильме «Плохая девочка»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
«Серебряного льва» за лучший сценарий отдали Мурило Хаузеру и Эйтору Лореге, сценаристам картины «Я все еще здесь» (Ainda estou aqui) знаменитого бразильца Уолтера Саллеса, рассказывающей реальную историю борьбы одной сильной женщины за признание государством смерти ее мужа (в результате «точечных репрессий» при диктатуре). Фильм снят по книге ее сына, поэтому приз выглядит попыткой хоть как-то отметить замечательную картину — наград на все хорошие фильмы явно не хватило.
Кадр из фильма «Я все еще здесь»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Наград на все хорошие фильмы явно не хватило.
Зато она нашлась для самого «радикального» фильма конкурса. Спецприз жюри отошел грузинскому фильму «Апрель» (April) Деи Кулумбегашвили — картине из тех, что вызывают либо критические восторги (в крайне ограниченных кругах), либо свист в фестивальном зале. Но прогрессивные жюри считают своим долгом их поддерживать.
Кадр из фильма «Апрель»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Приз «Лев будущего» за лучший дебют, как и приз за лучшую режиссуру во втором по значению конкурсе «Горизонты», достались американке Саре Фридленд за ее «Знакомое прикосновение» (Familiar Touch) — безукоризненную киноповесть о печали и неизбежности расставания с родителями. Главная героиня — пожилая женщина Рут, которая может во всех подробностях привести рецепт приготовления борща (в прошлом она писала поваренные книги) или вдруг заговорить на немецком, но при этом не узнает собственного сына. Тот с ее согласия (о котором она, конечно, не помнит) помещает ее в дом престарелых, где прекрасные врачи начинают о ней нежно заботиться. Но Рут не могут быть по душе тамошние порядки, ведь она не считает себя больной, хотя интеллект и подсказывает ей, что остаток жизни она проведет именно в этом месте. Картина рисует точную клиническую картину деменции, умудряясь не сфальшивить ни в одном слове, ни в одном кадре — благодаря режиссеру и исполнительнице главной роли Кэтлин Чэлфант, заслуженно удостоенной приза за лучшую женскую роль конкурса «Горизонты».
Кэтлин Чэлфант в фильме «Знакомое прикосновение»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Симметричный приз в мужской категории здесь получил, наоборот, совсем молодой итальянский актер Франческо Гэги за роль в картине «Семья» (Familia) Франческо Костабиле. Его персонаж — юноша из неблагополучной семьи, убивающий отца-уголовника, хронически избивавшего и унижавшего его любимую мать.
Кадр из фильма «Семья»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Победителем конкурса «Горизонты» стала выдающаяся румынская картина «Новый год, который так и не наступил» (Anul nou care n-a fost / The New Year That Never Came) невероятно талантливого дебютанта Богдана Мурешану — точно одна из лучших, показанных в этом году в Венеции. Действие происходит в социалистической Румынии в конце 1989 года, и герои этого фильма-магнолии (их, на минуточку, 42) готовятся встретить Новый год, полагая, что ни он, ни последующие годы не принесут им никаких перемен. Исходя из этого, они совершают поступки — часто против своей совести. Актрисе нужно прочитать здравицу в честь Чаушеску на новогоднем «огоньке», она делает все для того, чтобы «откосить», но слишком многое поставлено на карту. Отец семейства, ненавидящий режим дома, трясясь от страха, отправляется на митинг в его поддержку. Мать работника спецслужб, разочарованная в идеологии коммунистка, вопреки здравому смыслу возвращается в подлежащий сносу старый дом, потому что не хочет спать в новой квартире. Сын телевизионного режиссера, снимающего тот самый «огонек», пытается бежать из страны, попадает в застенки и готовится написать донос на лучшего друга. Никто не знает: то, что казалось незыблемым, рухнет на следующее утро. «Если бы знать, если бы знать!», как восклицали чеховские сестры. Если бы люди обладали возможностью «знать», у многих из них был бы шанс сохранить человеческое лицо. А вот попробуй сохрани его без этого знания. Немногим удается.
Кадр из фильма «Новый год, который так и не наступил»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Победителем зрительского голосования в конкурсе «Горизонты Экстра» стала картина «Свидетельница» (The Witness/ Shahed) Надера Севара, снятая по сценарию знаменитого режиссера и диссидента Джафара Панахи. Это фильм открытого праведного гнева и большого общественного значения, посвященный женщинам-жертвам домашнего (и любого другого) насилия и женщинам-активисткам, не желающим его терпеть. Женщинам, не собирающим сидеть дома и носить хиджаб, отстаивающим свое человеческое достоинство и право показывать миру свои красивые волосы и танцевать.
Кадр из фильма «Свидетельница»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Из достойных упоминания неофициальных призов отметим приз экуменического жюри, который отошел показанной в конкурсе «Горизонты» картине Александроса Авранаса «Тихая жизнь» (Quiet Life) с участием Чулпан Хаматовой и Григория Добрыгина о семье российских эмигрантов, безуспешно пытающихся получить вид на жительство в Швеции. Неудача на этом поприще оборачивается впадением их дочери в кому — точнее, синдром детской травматической абстиненции. Хорошо, что церковь понимает страдания мигрантов и, как может, их поддерживает.
Кадр из фильма «Тихая жизнь»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Лауреаты 81-го Венецианского кинофестиваля. Фоторепортаж и список победителей