В Заксобрании оценили сложность бюджета предстоящего года
Новосибирское Заксобрание рассмотрит на сессии проект бюджета на 2025 год
Министр финансов региона Виталий Голубенко представил в ходе публичных слушаний депутатам Заксобрания проект бюджета Новосибирской области на ближайшие три года. Согласно документу, на 2025 год доходы бюджета планируется в сумме более 301,3 млрд руб., расходы — 334,4 млрд руб., дефицит — 33 млрд руб.
По данным министерства, прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 млрд руб. Из них около 29 млрд руб. — совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов.
«Госдумой в первом чтении пока для Новосибирской области распределено чуть больше 4 миллиарда рублей по 25 направлениям, то есть намного меньше, чем было при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год. Тому есть достаточное количество объективных причин. Поэтому мы ожидаем второе чтение федерального бюджета, где, конечно, эти показатели будут откорректированы. Контрольная цифра может быть где-то порядка 15 миллиардов рублей», — сказал министр.
По словам Голубенко, в основу формирования расходной части бюджета вошли: обеспечение роста заработной платы бюджетников соразмерно росту МРОТ, индексация соцвыплат соразмерно индексу потребительских цен, обеспечение нужд в рамках проведения специальной военной операции, завершение объектов с высокой степенью готовности, обеспечение реализации национальных проектов, инфраструктурных проектов и программ.
Как добавил первый вице-спикер парламента Андрей Панферов, при формировании бюджета, помимо спецоперации, особое внимание будет уделено водоснабжению, строительству новых водоносных скважин и водопроводов, газификации, строительству детских садов, школ, ремонту и строительству дорог.
Андрей Панферов (Фото: пресс-служба Заксобрания Новосибирской области)
Первый замгубернатора Владимир Знатков обратил внимание на сложность бюджета 2025 года. «При формировании бюджета в этом году мы очень тщательно подошли к прогнозу в связи с тем, что ситуация по ключевой ставке Центробанка во многом влияет на бизнес и, соответственно, на налогооблагаемую базу. Тем не менее бюджет сегодня сбалансирован по всем параметрам», — сказал Знатков.
По его словам, зарезервировано порядка 4,5 млрд руб. бюджетных кредитов, две трети которых идут под списание на развитие программ. Не менее 2 млрд руб. направят на модернизацию системы ЖКХ — сейчас уточняется порядок расходования средств, составляется перечень проблем. Помимо этого, власти намерены докапитализировать фонд промышленности, поддержать модернизацию производств. Предусмотрены средства на все социальные пособия, помощь семьям участников спецоперации, выплаты, на оказание практической помощи.
По словам министра экономического развития региона Льва Решетникова, для формирования бюджета использовался консервативный сценарий развития экономики. Даже при таком сценарии, темпы выше среднероссийских сохраняются по таким показателям, как валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, промышленное производство, сельское хозяйство, индекс потребительских цен, реальная заработная плата. Единственный показатель, по которому ожидается рост менее чем в среднем по РФ — оборот розничной торговли». Еще одна негативная тенденция, которую отметил министр — сокращение проживающего в области населения.
Вопросы и оценка депутатов
Первый вице-спикер Заксобрания Андрей Панферов обратил внимание на перечень отраслей, на которые делается упор в прогнозе. «Новосибирская область является областью с большими традициями тяжелой промышленности и станкостроения. Но мы делаем почему-то упор на туризм и прочее. Есть ли прогноз на более серьезные отрасли, как нам их оживить?», — спросил Панферов.
По словам министра, одну пятую экономики области занимает промышленность, в промпроизводстве планируется рост на 112%, что почти в два раза выше, чем в целом по стране. Однако и сфера туризма также растет — в прошлом году налоговые поступления составили 8 млрд руб.
Депутата Вадим Агеенко уточнил, есть ли перспектива получения госзаказов по станкостроению, приборостроению. По информации министра все предприятия ВПК имеют оборонные заказы и переманили большинство рабочих кадров из перерабатывающей отрасли.
Его коллега Роман Яковлев отметил уменьшение финансирования по 17 госпрограмма на 34 млрд руб. «Это очень большая цифра. Есть ли у нас основания ожидать, что из федерального бюджета мы получим дополнительное финансирование?», — спросил парламентарий.
По словам Решетникова, вариант софинансирования из федерального бюджета практикуется не первый год. Сколько дополнительных средств получит регион, станет известно после утверждения федеральных проектов.
Часть депутатов отметила напряженность бюджета на предстоящий год, а также необходимость консервации объектов, строительство которых будет приостановлено.
С предложением выступил глава бюджетного комитета Заксобрания региона Федор Николаев. «Предлагаем по итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2025 года рассмотреть возможность финансирования объектов, по которым были предусмотрены бюджетные ассигнования в последние три года, имеется актуальная проектно-сметная документация и потребность в возобновлении их реализации», — сказал председатель профильного комитета.
Николаев считает, что приостановка реализации начатых проектов приведет к их удорожанию и появления долгостроев. «При том, что вопрос создания современной инфраструктуры, повышения качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, культуры, спорта стоит в регионе особенно остро», — добавил Николаев.
Итоговое решение
По итогу публичных слушаний было принято решение рассмотреть проект бюджета в первом чтении на предстоящей сессии парламента 21 ноября. Также депутаты подготовили ряд рекомендаций в адрес областного правительства ко второму чтению.
Федор Николаев (Фото: пресс-служба Заксобрания Новосибирской области)
«Рекомендовать правительству Новосибирской области при подготовке поправок к проекту закона об областном бюджете ко второму чтению рассмотреть возможность увеличения объемов бюджетных ассигнований на реализацию наказов избирателей депутатам Законодательного собрания, на финансирование мероприятий, направленных на снижение аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, замену изношенной коммунальной инфраструктуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда», — подытожил глава бюджетного комитета парламента Федор Николаев.