В Русском музее встретили юбилей скульптора Анны Голубкиной
Мария Голубкова (Санкт-Петербург)В Государственном Русском музее открылась выставка к 160-летию скульптора Анны Голубкиной. Отведен ей совсем небольшой зал на втором этаже Корпуса Бенуа, где представлено отечественное искусство первой трети ХХ века, — ведь работ Голубкиной выставлено всего пять. Однако в них — и отражение основных художественных течений европейского масштаба на рубеже веков, и печать личного.На выставке представлено пять работ Голубкиной. Но в них — и отражение художественных течений и печать личного. / Святослав Акимов
Анна Голубкина стала первой русской женщиной-скульптором, которая сумела не только овладеть этой сложной творческой профессией, но и прославиться. В 1911 году поэт Максимилиан Волошин скажет о ней: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет собой чисто русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Толстого и Достоевского, к которым нельзя подходить с заранее предрешенными критериями искусства. Их надо принять целиком как людей, только тогда примешь целиком и их творчество».
Манеру ваяния Голубкиной относят к скульптурному импрессионизму. Насколько повлияли на это советы Огюста Родена, у которого она брала консультации во время обучения в Париже в 1902-1903 годах, современным специалистам остается только гадать. Но ее работы французские коллеги оценили уже тогда. Искусствовед Жан-Луи Водуайе писал о мраморной «Женской голове», которая тогда выставлялась в Париже на Осеннем салоне, а сейчас представлена на юбилейной выставке: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».
Манеру ваяния Голубкиной относят к скульптурному импрессионизму. Широкие мазки угадываются в портрете Льва Толстого
Зато широкие импрессионистские мазки угадываются в портрете Льва Николаевича Толстого — одной из последних работ Анны Голубкиной.
— Создавая его, она не пользовалась никакими документальными источниками, опираясь только на собственные воспоминания, — рассказывает ведущий научный сотрудник сектора скульптуры ХХ — начала ХХI века Марина Стекольникова. — Только один раз в жизни Анна Семеновна встречалась с великим писателем, и этих впечатлений ей хватило для работы над образом.
Портрет Толстого был исполнен в 1927 году в гипсе, сейчас оригинал хранится в Музее Анны Голубкиной в Москве. В 1932 году в особняке второй половины XIX века и пристроенном к нему здании артистической студии, которую снимала Голубкина, открылся первый в нашей стране и четвертый в мире персональный музей одного скульптора. Спустя 20 лет он был ликвидирован, коллекция передана в Русский музей. Вероятно, тогда же с работ скульптора сделали бронзовые отливки — портрет Толстого отлит в 1947 году. Однако в 1974 году музей был восстановлен, и значительная часть работ Анны Голубкиной снова переехала в Москву. Сейчас в его коллекции более 300 скульптур, а в Русском музее хранятся 52.
Еще две работы, представленные на выставке «Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения», относятся к раннему периоду творчества мастера и, можно сказать, биографичны. Портрет архитектора Анатолия Оттовича Гунста она сделала в знак благодарности своему первому учителю, который проявил такой интерес к ее таланту, что принял на обучение в Классы изящных искусств и даже освободил от платы. А для композиции «Кочка» позировали племянницы Анны Голубкиной Александра и Вера.
«Березка», которую мастер задумывала как большую монументальную фигуру в дереве, осталась незаконченной. К ней было создано множество эскизов — как поясняют в музее, сама Голубкина признавалась, что особые трудности испытывала в работе с лицом своей героини, не находя в жизни натуру, которая дала бы возможность воплотить замысел. В коллекции Русского музея есть две «Березки», и у деревянной лицо еще не прорисовано. На юбилейной выставке представлена «Березка» в бронзе — образ хрупкой и одновременно сильной молодой девушки, противостоящей ветру — воплощение традиций народа и его внутренней энергии. Кстати, по словам Марины Стекольниковой, название работе случайно дал один из посетителей мастерской, но скульптору оно понравилось и потому закрепилось.
— Эти пять работ показывают, как и с какими материалами работала Анна Голубкина, раскрывают ее манеру ваяния и вместе с тем рассказывают о ее жизни, — подчеркивает Марина Стекольникова.
Выставка продлится до 31 марта.
Российская газета — Федеральный выпуск: №50(9292)
Источник