В России планируют начать штрафовать за опасное вождение
Депутаты Госдумы готовы поддержать законопроект о штрафах за опасное вождение
За необоснованные перестроения в потоке машин, резкое торможение без причины, несоблюдение безопасной дистанции, повлекшие создание аварийной ситуации, предложили штрафовать или лишать прав.
Фото: Fotolia
ПДД содержат определение опасного вождения, запрещенное водителям. Однако штрафов за это не предусмотрено, хотя ввести их предлагали не раз.
В 2016-м кабмин вносил поправки в КоАП, но Госдума отклонила законопроект, указав на «элементы правовой неопределенности» в формулировке опасного вождения. Спустя пять лет похожий законопроект разработали парламентарии, но его не поддержало правительство. В 2023 году поправки в КоАП внесли в Госдуму, однако профильный думский комитет по госстроительству и законодательству их отклонил, ссылаясь на отзыв кабмина.
Депутаты замечания учли, переписали законопроект и внесли обновленную версию в июне 2024-го. Если его одобрят, то нарушителям придется заплатить 3-5 тысяч рублей. За повторное игнорирование ПДД могут лишить прав управления транспортом на 1-3 месяца. Правительство поддержало законопроект при учете одного небольшого замечания, пишет «Парламентская газета».
Под штраф попадают следующие маневры: активные перестроения при интенсивном движении — так называемые «шашки», несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала. Также оштрафовать могут за отказ уступить дорогу при перестроении транспорту, имеющему преимущество. За необязательные резкие торможения и создание препятствий обгону.
Соавтор законопроекта, глава думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов уточнил, что каждый штраф будет назначаться «в ручном режиме». Автоматически выписанных протоколов и штрафов не будет. По словам парламентария, данные с видеокамер могут стать лишь отправной точкой для начала разбирательства, решение будет принимать только ответственное должностное лицо.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал, что определение опасного вождения, данное в ПДД, неоднократно подвергали критике эксперты. По его словам, если строго ему следовать, то можно каждого второго водителя в потоке ловить.
Определение не идеальное, согласился Нилов. Он добавил, что при обсуждении ко второму чтению депутаты будем приглашать представителей МВД, ГИБДД, Министерства транспорта, чтобы скорректировать текст правил.
Нарушения, о которых идет речь, все чаще осуществляются автолюбителями умышленно, отмечается в пояснительной записке. Опасное вождение в 80% случаев является причиной возникновения аварийных ситуаций, а также угрожает жизни и здоровью людей, считает парламентарий.
Законопроект намерены рассмотреть и поддержать на ближайшем заседании комитета 23 сентября. После этого его в первом чтении рассмотрят на пленарном заседании Госдумы. Штрафы, если их поддержит нижняя палата парламента и одобрит президент, могут появиться уже в этом году.
Ранее в Челябинске ГАИ оштрафовала водителя, прокатившего пассажиров на дверях своего автомобиля.