В Эрмитаже на новой выставке исследуют Леонардо да Винчи с помощью цифры
Мария Голубкова (Санкт-Петербург)В Пикетном зале Зимнего дворца на несколько месяцев разместилась необычайно новаторская выставка. На ней представлены последние находки в изучении художественного наследия одного из величайших художников в мировой истории — Леонардо да Винчи.Петербургская «Мадонна в скалах», написанная Леонардо с учениками, вероятно, копия той, что находится в национальной галерее в Лондоне. / Святослав Акимов
Новизна отражена в названии — «Новые загадки картин Леонардо да Винчи», которые представлены, в том числе, с помощью цифровых технологий. Кроме того, у Государственного Эрмитажа новый партнер для этой выставки — частный Музей Христианской культуры (МХК), созданный в 2021 году, а в ее подготовке участвовали известные итальянские специалисты по творчеству да Винчи Карло Педретти и Лука Томио, что по нынешним временам тоже хорошая новость.
— Эрмитаж в очередной раз позволяет себе предъявить музейному миру выставку-дискуссию, — отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Представленные на ней картины, по мнению серьезных специалистов, созданы с участием самого Леонардо да Винчи. Нынешние методы реставрации, технологических исследований и утонченной визуальной экспертизы вместе с недавно открытыми документами позволяют многим итальянским и российским искусствоведам видеть прикосновение руки Леонардо в работах, традиционно относимых к категории леонардесков.
Леонардо — не просто «бренд», а мощное историко-культурное явление
Этим термином в итальянской традиции обобщенно называют учеников, последователей и подражателей выдающегося художника. Известно, что у Леонардо была своя Академия, и в 2015 году в Эрмитаже уже проводилась выставка-исследование «Школа Леонардо да Винчи», а в 2016-м — выставка «Две «Флоры». На обеих были представлены картины из частных собраний, выполненные леонардесками, это достоверно установлено. А вот экспонаты новой выставки, наоборот, позволяют увидеть руку Мастера.
Наиболее интересна в этом отношении картина из собрания Музея христианской культуры с изображением центральной сцены росписи «Битва при Ангиари». Огромная фреска размером 8 на 18 метров, которая должна была ознаменовать восстановление Флорентийской республики и украсить Палаццо Веккьо, так и не была завершена. Кстати, противоположную стену зала, в котором работал Леонардо, заказали тогда расписать Микеланджело.
Сохранились наброски, сделанные Леонардо, и среди всех известных вариантов «Битвы при Ангиари» — экспрессивной многофигурной композиции, изображающей схватку всадников за штандарт, — доска из собрания МХК занимает особое место. Так, основой панели является тополь, который использовался живописцами Эпохи Возрождения. А подготовительный рисунок выполнен левой рукой без предварительного эскиза — да Винчи был левшой. Кроме того, современные методы исследования позволили обнаружить на доске незаконченный мужской портрет — фигура в средневековом головном уборе вполоборота сидит в высоком кресле. Возможно, это эскиз портрета Папы Римского или одного из герцогов Медичи. Лука Томио полагает, что перед нами «экспериментальная панель», на которой мастер делал наброски будущей росписи.
— Картина не была закончена, — рассказывает художник-реставратор лаборатории реставрации темперной живописи Николай Малиновский. — Вероятно, произведение было создано спонтанно, художник достиг своей цели и бросил его, а кто-то из учеников завершил, на это указывают определенные детали.
Вторая работа, предоставленная МХК для выставки в Эрмитаже — «Мадонна в скалах». Одна из ее версий кисти Леонардо сегодня хранится в Лувре, вторая — в национальной галерее в Лондоне. Однако в 1980-е годы в архиве Милана были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что Леонардо с учениками сделал копию второй версии. И петербургская «Мадонна», по мнению Луки Томио, может быть как раз ей.
— После реставрации выяснилось, что картина, приобретенная МХТ, отличается не только хорошей сохранностью, но и высокими художественными достоинствами, — отмечает главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, автор концепции выставки Сергей Андросов.
Наконец, третий экспонат выставки — картина «Ангел» — поступила в императорскую коллекцию Эрмитажа в 1886 году как работа Леонардо, но уже с 1899 года считалась копией. Однозначно определить автора картины мешает ее состояние.
Узнать подробности создания этих полотен и биографии великого Мастера поможет цифровой аватар Леонардо да Винчи. Не слишком броский декор белоснежного Пикетного зала позволил авторам выставки спроецировать его прямо на стену, и герою — заговорить самому. А VR-очки дают разглядеть мельчайшие подробности представленных произведений и даже то, что скрыто: эскизные штрихи под слоем масляной краски, обнаруженные в ходе исследований.
— Эта и другие выставки показывают, что Леонардо — мощное историко-культурное явление, в состав которого входят и жизнь художника, и его картины, и их эскизы, и учебные копи, и реплики, и подражания, и цитаты, — подчеркивает Михаил Пиотровский. — Все это динамичное наследие Леонардо, которое подвержено приливам и отливам, но всегда остается океаном.
Российская газета — Федеральный выпуск: №46(9288)
Источник