Скидки в «Черную пятницу»: так ли выгодны, как кажется
«Черная пятница» в 2024 году начнется 29 ноября Сюжет Финансы Тюменского региона В 2024 году «Черная пятница» начнется 29 ноября и продлится три дня
В 2024 году «Черная пятница» в России, акция по снижению цен, начнется 29 ноября в 00:00 по московскому времени и продлится три дня. Ее участниками становятся как розничные магазины, так и маркетплейсы, а в последние годы и компании, предоставляющие различные услуги, — фитнес-центры, салоны красоты и т. п. О том, действительно ли продавцы делают честные скидки, какие товары выгодно покупать и на что обратить внимание, чтобы реально сэкономить, РБК Тюмень рассказали эксперты отрасли.
Как в «Черную пятницу» обманывают покупателей
Существует мнение, что в России продавцы часто прибегают к обману потребителей, предлагая товары с мнимой скидкой. Маркетолог Ольга Васильева отмечает: действительно, продавцы нередко специально завышают стоимость до распродажи, а затем якобы снижают, из-за чего цена на акционном ценнике ничем не отличается от обычной. А в некоторых случаях они даже завышают ее, пользуясь ажиотажем в период распродаж.
«Например, обычная цена на товар составляет 3 тыс. руб. Перед стартом распродаж продавец выставляет товар за 5 тыс. руб., а с началом акции вешает ценник 3,5 тыс. руб. Таким образом, покупатель видит скидку на ценнике в 30%, принимает решение о покупке, а по факту еще и переплачивает», — рассказывает эксперт.
Какой максимальный размер скидок
Ольга Васильева отмечает: чтобы разобраться в вопросе скидок, необходимо понимать систему ценообразования. Как правило, наценка на товары в рознице составляет от 15 до 30%, в премиальном сегменте — до 70% (например, брендовая одежда и обувь, продукты питания). Именно за счет своей маржинальности, наценки на товары, продавец имеет возможность формировать скидки для покупателей. В противном случае он рискует уйти в минус, продавая товары ниже себестоимости, а это противоречит цели проведения распродаж — увеличить продажи и прибыль за счет акции.
Для более глубоких скидок необходима кооперация розничной сети с поставщиком или производителем. Как правило, поставщики идут на это с целью увеличения объемов продаж и предоставляют скидки на свои товары для ритейлеров в период акции. В среднем он не превышает 10-30%.
«Таким образом, реальный средний объем скидки может составлять от 15 до 30%. Все, что выше этой цифры, — скорее всего, просто маркетинговый ход либо попытка распродать неликвидный товар со склада, который не пользуется большим спросом у покупателей. Например, товары из прошлых коллекций, устаревшая техника и даже бракованные товары», — подчеркнула Ольга Васильева.
При этом, как отмечает Алена Сидоренко, генеральный директор компании «Смартлидс», в этот период компании редко расчищают склады от прошлогодних коллекций или стимулируют продажи в «низкий сезон». В этот период люди начинают готовиться к Новому году, поэтому покупательская активность растет. Однако распродажи именно остатков по минимальной стоимости возможны.
Татьяна Кидимова, основатель и руководитель агентства стратегического маркетинга EdMarketing, подчеркивает: в период акции около 30% рынка — вымышленные скидки, когда цена изначально искусственно завышается. В нише товаров предоставляются максимальные скидки до 90%, но обычно это распродажа неликвидных остатков. В основном действуют скидки до 70%, в нише дорогих товаров — до 30%. В нише услуг скидки распространены меньше. Здесь можно встретить другие варианты: продажа «пакетных» предложений, скидка за объем заказов. Эксперт отмечает: в сфере услуг «Черная пятница» — это больше инфоповод, стимулирование дополнительного спроса.
Что выгодно покупать в «Черную пятницу» и как реально сэкономить
По словам Татьяны Кидимовой, в «Черную пятницу» выгодно делать дорогостоящие покупки — это гаджеты, бытовая техника, электроника, ювелирные изделия, одежда и обувь, косметика и парфюмерия.
Чтобы избежать мнимых скидок, Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при правительстве РФ, рекомендует заранее исследовать цены на те товары, которые вы планируете купить. Это поможет понять, реальна ли скидка, о которой заявляет продавец.
«Какой главный вывод для потребителя? Распродажа в «Черную пятницу» однозначно выгодна. Это не миф и не обман. Конечно, бренды идут на различные уловки, чтобы извлечь максимальную выгоду. И это нормально! Задача потребителей — мыслить категориями своей выгоды и покупать то, что вы купили бы при прочих равных условиях, но выгоднее. Важно сэкономить, а не купить больше, чем планировали», — резюмировала Татьяна Кидимова.
В последние годы наблюдается спад интереса покупателей к «Черной пятнице». По результатам пороса, проведенного «Смартлидс», в этом году лишь 23% ждут «Черную пятницу» и готовы совершать покупки в этот период. Потерю интереса подтверждает и динамика запросов по «Вордстату». За последние 5 лет поиск выгодных предложений в ноябре сократился на 68%. Причин такого спада несколько: мнимые скидки, продажи бракованных товаров и размытые границы «Черной пятницы» — иногда она проходит не два дня, а целый месяц. Последнее привело к скидочной слепоте: пользователи живут в мире вечных скидок и теряют к ним интерес.