Роспатент зарегистрировал 34 заявки от Башкирии на охрану промобразцов
В первом полугодии 2024 года граждане и организации из Башкирии подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) 34 заявки на охрану промышленных образцов. 28 из них подано из Уфы, четыре — из Благовещенска и две — из Нефтекамска, сообщили РБК Уфа в Роспатенте.
В Приволжском федеральном округе Башкирия занимает четвертое место среди регионов по числу заявок на охрану промобразцов, уступая Самарской области, Пермскому краю и Татарстану.
Чаще всего заявители из Башкирии подают заявки на охрану промышленных образцов предметов меблировки (шесть заявок за полугодие), канцелярских принадлежностей и материалов для творчества (пять заявок), оборудования для записи или обработки данных (четыре), тары, упаковки и контейнеров для транспортировки или хранения товаров (четыре заявки). В первом полугодии в Роспатент от Башкирии поступили заявки на охрану промобразцов вышитой карты Башкирии, мебельных ручек, кресел, формы для конфет-леденцов «Курай», пакетов-вкладышей, мягкой игрушки-антистресс и пр.
В Башкирии число заявок по сравнению с первым полугодием 2023 года не изменилось. В целом по стране было подано более 3 тыс. заявок на охрану промобразцов, что на 21% больше, чем за первое полугодие 2023 года, и на 73,4% больше, чем за тот же период 2022-го.
Замминистра экономического развития России Максим Колесников отметил, что активность заявителей говорит о том, что российский бизнес стал серьезно относиться к облику готового продукта.
«Достижение технологического лидерства — одна из главных задач, поставленных главой государства. Повышение патентной активности компаний и физлиц является одним из ключевых направлений в ее решении. Благодаря этому на рынок выходят действительно технологические разработки, способные занимать ниши с уникальной и востребованной продукцией», — сказал Колесников.
По словам руководителя Роспатента Юрия Зубова, среди регионов по подаче заявок на промышленные образцы в целом по стране лидерами стали разработчики из Москвы, на них пришлось 34% заявок. Далее в топе предприниматели из Санкт-Петербурга, Московской, Воронежской и Свердловской областей.
Больше всего заявок поступает в категории канцелярской продукции и принадлежностей для творчества и обучения — 11,8% от общего числа.
«Далее следует категория „Графические символы и логотипы, оформление интерьеров“ — 9,4%. Заявки на промышленные образцы „Транспортных средств и подъемных устройств“ занимают в этом году 8,2%. Вплотную к ним подошли „Предметы одежды и галантереи“ — 8,1%. Заявки на „Тару и упаковку“ составляют 7,2%», — отметил Зубов.
Управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова отметила, что рост заявок в Роспатент на охрану промобразцов действительно объясним стремлением бизнеса защитить облик своего товара.
«Во-первых, для защиты облика товара от неправомерного использования; во-вторых, для создания законодательной базы его применения с целью дальнейшего продвижения; в-третьих, такая регистрация — признак законопослушной стратегии ведения бизнеса в целом. Это позволяет получить уверенность в том, что, например, исков от других правообладателей в случае смешения признаков внешнего вида реализуемого изделия можно избежать. Полагаю, что с развитием торговли, в том числе и через маркетплейсы, рост таких заявок — данность современной электронной торговли, так как основная точка внимания покупателя в момент выбора фокусируется именно на внешнем виде товара, его наименовании и имеющихся характеристиках. Все это транслируется на виртуальной торговой площадке и наличие государственной регистрации и гарантированной защиты — неотъемлемая часть прозрачных условий торговли», — говорит эксперт.
По ее словам, регистрация промобразца дает бизнесу также защиту от копирования, конкурентное преимущество, повышение узнаваемости бренда и общее увеличение стоимости продукта в будущем. В целом рост заявок на охрану промышленных образцов свидетельствует также о возрастающем внимании российского бизнеса к дизайну и брендингу, отмечает Анастасия Владимирова.
Промобразец — это внешний вид изделия. Его оригинальность делает товар узнаваемым, повышает продажи и является интеллектуальной собственностью, а уникальность подтверждается экспертизой ФИПС.