Ридли Скотт + Хоакин Феникс: что могло пойти не так?
Ридли Скотт + Хоакин Феникс – что могло пойти не так?
Богдан БобровНа прошлой неделе байопик «Наполеон» был добавлен в каталог сервиса Apple TV+, а в грядущий уикенд лента поборется за три статуэтки «Оскара». Разберём в этом тексте, какими фильм обладает достоинствами и недостатками, а также прикинем его шансы на победу в представленных номинациях.kinorium.com
Поставил картину Ридли Скотт, чье творчество за последние два с половиной десятка лет едва ли можно назвать ровным — вслед за шикарной экранизацией «Марсианина» он запросто выдавал омерзительную помойку «Чужой: Завет».
В главной роли снялся Хоакин Феникс, знатно перезапустивший свою карьеру после «Джокера».
Вместе оба уважаемых в киношных кругах товарища уже работали — в результате у них получился шедевральный «Гладиатор», культовость которого не в последнюю очередь обеспечена злодеем-императором Коммодом.
Поэтому ожидания от исторического полотна были во многом завышены, что негативно сказалось и на результатах проката, и на отзывах критиков.
Солидную дозу хейта авторы получили в том числе от рецензентов с родины знаменитого полководца — прилетело за множественные исторические недостоверности и слишком большое количество возможных допущений, а также вольное обращение с известными фактами.
Так, например, в завязке картины молодой офицер Наполеон Бонапарт наблюдает за казнью королевы Марии-Антуанетты, чего, по утверждению историков, в действительности быть не могло.
Не будем в эти научные дебри углубляться, потому что у проекта есть гораздо больше проблем художественного плана.
Композиционно он делится на две части. Первая посвящена военной составляющей и восхождению протагониста к титулу императора французов с дальнейшим снисхождением, вторая — его отношениям с Жозефиной Богарне.
Ключевая проблема, что органично увязать эти стороны жизни Наполеона у создателей так и не получилось — они сосуществуют в кадре на слишком явном контрасте, и из-за этого остаются нераскрытыми в полной мере.
В результате зрители, жаждущие батальных сцен, получат при просмотре слишком много любовной драмы — и наоборот это сработает также.
Здесь стоит сказать пару слов касательно этих самых массовых сражений. С одной стороны — Скотт решил показать их максимально натуралистично — куски мяса отлетают от лошадей при попадании пушечных ядер, все это месиво летит в экран и т.д. С другой — британский постановщик как будто ничего не изменил в своем подходе со времен «Гладиатора» и «Царства небесного», а между тем случилась «Битва бастардов», после которой коллективные побоища на экранах никогда не станут прежними.
Это к тому, что время идет, меняются форматы, способы создания контента, а старина Ридли явно не успевает адаптироваться.
Отсюда, пожалуй, главная претензия — продолжительность в тягучих 2,5 часа (в режиссёрской версии — 4,5 часа). Масштаб и неоднозначность личности главного героя легко можно было бы уместить в сериальной форме.
В полном же метре заметна нехватка динамики, но разворачиваемые события все равно ощущаются «скомканно».
К актерским работам также есть вопросы. Главный дуэт, состоящий из Хоакина Феникса и Ванессы Кирби, играет слишком «ровно». В их паре совсем не чувствуется «химия», а какие-то яркие перформансы отсутствуют, хотя материала, где можно было бы «разбежаться», в этом плане вполне хватает.
Из исполнителей вторых ролей выделить некого.
Музыкально-звуковое оформление максимально безликое. Ни один из треков не смог вызвать хоть каких-то эмоций.
На «Оскаре» лента представлена в трех, как принято говорить, «чисто технических», номинациях: «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший дизайн костюмов». Если в первых двух у «Наполеона» есть шансы, то в последней ему придется соперничать с «Барби», которая выглядит явным фаворитом.
С фильмографией Ридли Скотта получается интересная штука — как в том анекдоте: что бы Скотт ни снимал, у него все равно получается либо «Гладиатор», либо «Чужой».
«Наполеон» в этом плане не исключение — это такой «гладиаторосодержащий» продукт, собранный по тем же лекалам — Феникс буквально во второй раз получил роль императора. Но тропы, работавшие четверть века назад, сейчас вряд ли способны увлечь современного зрителя.
Оценка: 2 из 5.