Психология чуда: что важно помнить родителям о Деде Морозе
Кадр из фильма «Дед Мороз. Битва Магов» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Новогодние каникулы на «РБК Стиль» Расти со cтилем Новогодняя пора — время, когда для детей оживают мифы: сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка становятся важнейшими гостями на празднике. Разбираемся, как лучше преподнести детям информацию, сохраняя баланс между верой в чудо и критическим мышлением
Веру в Деда Мороза можно назвать настоящим символом детства: восприятие волшебства как части реальности возможно лишь до определенного возраста. И хотя по мере взросления магическое мышление становится все более и более редким, образ Деда Мороза ассоциируется с подарками, теплом и чудесами даже спустя годы — создавая, таким образом, позитивные воспоминания о праздниках даже у взрослых людей. Опираясь на исследования и мнение психолога, разбираем, как лучше рассказывать о новогоднем волшебстве, сохраняя баланс между магией праздника и воспитанием критического мышления.
Материал прокомментировала Александра Бугаева, детский психолог, специалист платформы Alter
Правда или сказка
Для родителей, пожалуй, один из ключевых вопросов о Деде Морозе звучит так: рассказывать правду или поддерживать миф, сохраняя волшебство для своих детей? Это непростая дилемма: с одной стороны, возможность сохранить волшебство детства и радость веры в чудеса, с другой — желание быть честными и развивать у детей критическое мышление. «Здесь нет однозначно правильного или неправильного пути, на мой взгляд, — говорит Александра Бугаева, детский психолог, специалист платформы Alter. — Пока ребенок находится в том возрасте, когда верят в Деда Мороза (как правило, это дошкольный возраст), за него по многим вопросам решения принимают родители. И какой бы путь они ни выбрали — поддерживать миф или опровергать, — родителям нужно осознавать свою ответственность за это решение».
По словам Бугаевой, есть ряд социальных факторов, которые могут влиять на принятие решения за или против. «Например, религия, которую исповедует семья, а также финансовая составляющая, то есть возможность родителей исполнить желания ребенка, которые он выразил в письме или рисунке», — говорит она.
Немаловажно также учитывать и общий социальный контекст: в ситуации, когда вокруг много информации о Деде Морозе, будет сложно объяснить ребенку, что его нет, и наоборот. Так, исследование ученых из Университета Техаса показало, что именно сверстники в большинстве случаев рассказывают друг другу, что Санта-Клауса не существует. Помимо этого, важно учитывать и то, что образы Деда Мороза и Санта-Клауса активно используются в коммерческих целях, чтобы повышать потребительский спрос, говорит Бугаева. Это важно учитывать, но не стоит этого бояться. «Все-таки Дед Мороз — это сезонный персонаж, и я думаю, реклама влияет на веру в него в меньшей степени, нежели традиции семьи и общества», — комментирует психолог.
Кадр из фильма «Все, что я хочу на Рождество»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Возрастной рубеж
Возраст и когнитивное развитие предопределяют момент, когда дети начинают терять веру в Санту, говорит Эндрю Штульман, доцент колледжа Оксидентал в Лос-Анджелесе и психолог, проводивший собственные исследования по вере детей в Санта-Клауса. «Это не совпадение, что дети перестают верить в Санту в начальные школьные годы, потому что именно в это время они разрабатывают более сложные представления о том, что возможно, а что нет», — пояснил Штульман в интервью CNN.
Именно поэтому распространено мнение, что в Деда Мороза верят только дошкольники и ученики первых классов. «Я бы назвала рубежом веры в Деда Мороза возраст семи лет. Это период, когда ребенок готов идти в школу, у него начинает развиваться критическое отношение к себе; когда он может посмотреть на ситуацию со стороны. И, как писал Жан Пиаже, в этом возрасте ребенок начинает терять свою детскую непосредственность», — говорит Александра Бугаева.
Как рассказывать о Деде Морозе
Какое решение бы ни приняли родители — поддерживать веру в Деда Мороза или нет, — рассказывая о нем, важно учитывать, что «дошкольникам свойственно верить в сказки и чудеса, а магическое мышление — это особенность младшего возраста», говорит психолог.
Так, если родители предпочитают поддерживать веру в Деда Мороза, то в какой-то степени именно они наделяют его волшебной силой, говорит Бугаева. Именно родители транслируют ребенку, что Дед Мороз может делать, а на что он не способен, его возможности и ограничения. Это создает дополнительные сложности: родителям не всегда просто ответить на сотню вопросов, которые задают любопытные дети. «Конечно, с детьми лучше быть последовательными. Но если не получается, то можно придумать игру. Например: «Попробуй угадать, как Дед Мороз принесет подарок в этот Новый год», — советует психолог. Так, например, можно сказать, что Дед Мороз отправляет подарки разными способами. «Если в квартире нет камина, то подойдет открытая форточка. Подарок может прийти и по обычной почте: для Дедушки главное, чтобы адресат его получил. А другие Деды Морозы могут быть помощниками Деда Мороза — волшебника: они следят за тем, чтобы ни один ребенок не остался без подарка».
Кроме этого, миф о Деде Морозе может стать и катализатором к развитию детского воображения и умению выражать свои желания. «Например, отвечая на вопрос о том, как Дед Мороз узнает о желании, будет полезно спросить у малыша: «А как другие люди узнают о том, что ты чего-то хочешь?». Значит, нужно об этом попросить: сказать, написать письмо Деду Морозу или нарисовать рисунок. Это поможет ребенку учиться выражать свои желания и потребности», — говорит психолог.
Если же родители выбирают другой путь — не поддерживать веру в волшебную составляющую, — то стоит представлять Деда Мороза исключительно как мифического персонажа и символ Нового года. Рассказывая о нем, можно опираться на сказочные истории о нем, советует Бугаева. «В этом смысле роль Деда Мороза хорошо представлена в старых советских мультфильмах: он защитник слабых и помощник в беде, который строг с нарушителями порядка, но милосерден и прощает их. Это говорит о том, что Дед Мороз не лишает подарков, а помогает стать лучше, увидеть свои ошибки и исправить их».
Кадр из фильма «Плохой Санта»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Что делать, если ребенок узнал, что Деда Мороза не существует
Бывает и обратная ситуация: родители поддерживали миф о Деде Морозе — и были бы рады продолжать это делать, однако ребенок узнал, что его не существует. В таких случаях родителям лучше объяснить, почему они изначально приняли решение поддерживать веру в Деда Мороза: например, можно сказать, что это было желание родителей подарить ребенку больше подарков. «Также можно рассказывать истории о том, как появилась вера в Деда Мороза, как зародилась сама традиция праздновать Новый год и как его отмечают в разных странах», — говорит Александра Бугаева. По ее словам, также будет полезно сказать ребенку, что он сам может побыть волшебником для других и, например, иногда делать сюрпризы для родных и близких.
Подарки за достижения
По традиции Дед Мороз дарит подарки детям за хорошее поведение, подчеркивая таким образом важность добрых поступков и уважения к близким. С одной стороны, это стимулирует детей быть послушными и заботливыми, однако, с другой стороны, создает некоторые риски для формирующейся психики ребенка.
По словам Александры Бугаевой, важно проводить границу между хорошими делами и достижениями и получением подарков. «Какие могут быть достижения у дошкольника? Например, спортивные, если ребенок ходит в секцию, или победы в творческих конкурсах — но в спорте и конкурсах есть награды, места, чествование победителей, и это не про подарки, а про результат».
Подход, когда любое хорошее дело вознаграждается подарком, на самом деле не равнозначен воспитанию важных ценностей. «Если ребенок будет постоянно ожидать материального подарка за хорошие дела, то со временем он перестанет их делать, потому что простой благодарности ему будет недостаточно. Я считаю, что, создавая связь между хорошими делами, достижениями и подарками, родитель может легко перейти к манипулированию ребенком: «Если ты поможешь мне сделать уборку, я подарю тебе то-то.» И со временем это может привести к тому, что ребенок точно так же научится манипулировать родителями: «Если купите мне это, я буду делать то, что вы просите, а если не купите — не буду».
Постер фильма «Все, что я хочу на Рождество»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Вопрос безопасности
Важно помнить, что миф о зимнем волшебнике создает и множество противоречий, касающихся правил безопасности. Так, некоторые родители обеспокоены тем, что если убрать мифологическую составляющую, то Санта-Клаус — это незнакомец, который проникает в дом ночью и к которому нужно сесть на колени, чтобы рассказать о себе. Несмотря на то что миф о Деде Морозе несколько отличается от западного аналога, чувство небезопасности при виде «волшебника» часто возникает у многих детей — и родителям не стоит бороться с ним, вне зависимости от возраста ребенка.
Также, по словам психолога, родители могут провести границу безопасности: например, сказать ребенку, что для Деда Мороза важно, чтобы вся семья была дома — и если они, например, приглашают артистов, которые играют Деда Мороза и Снегурочку, чтобы они поздравили ребенка, это только подтвердит их слова. «Также ребенку можно говорить о том, что Дед Мороз не приходит без приглашения. Символом такого приглашения может быть написанное письмо, рисунок, открытая форточка. Преступники же проникают в дом без приглашения, когда их не просят и не ждут».
Важно помнить и о психологическом комфорте ребенка. Вне зависимости от того, пугает ли ребенка волшебник с бородой из ваты или, наоборот, вызывает ощущение чуда, к этому стоит прислушиваться. «Помните, что у любого магического существа, которое каким-то образом появляется в жизни ребенка, есть определенная роль», — говорит Александра Бугаева. Учитывая, что Дед Мороз — это больше социальное явление (то есть ребенок может многое узнать об этом персонаже и за пределами семьи), родителям можно исходить из того, что из этого мифа их ребенок возьмет то, что нужно именно ему.