Производители медизделий пожаловались властям на проблемы конкуренции
Производители медизделий просят у власти преференций Письмо о проблемах импортозамещения в отрасли изделий для лечения инсультов и инфарктов нашло отклик в правительстве — чиновникам поручено разобраться в вопросе
В конце весны российские производители медизделий для эндоваскулярной хирургии написали коллективное письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина (копия есть в распоряжении РБК Новосибирск).
Представители обосновывают необходимость предоставления преференций отечественным коронарным стентам и коронарным баллонным катетерам в закупках для государственных и муниципальных нужд и введения нулевой ставки НДС в отношении российских медицинских товаров.
Свои подписи поставили представители новосибирских производителей медизделий — ООО «Ангиолайн» и АО «Р-Васкуляр», пензенские ЗАО НПП «МедИнж» и ООО «РК ГРУПП», ООО «Стентекс» из Москвы. Представители компаний отмечают, что отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными поставщиками, из-за сложностей регуляторики.
Производители видят проблемы в смешении двух вопросов — «преференций в госзакупках и безопасности», из-за которых им приходится регулярно и повторно доказывать безвредность своих изделий, тогда как к импортной продукции таких дополнительных требований нет. Также отрасль просит вернуться к вопросу о введении льгот по НДСу.
«Наши слова, мы надеемся, были услышаны, — рассказал РБК Новосибирск Андрей Кудряшов, основатель «Ангиолайна», компании-производителя медизделий для ангиохирургии. — Сейчас идут долгие согласования между Минздравом и Минпромторгом. По нашей информации, один из федеральных медцентров обяжут отслеживать качество отечественных стентов и катетеров, и формировать список производителей, которых следует поддержать. Я полагаю, что необъективность постановки вопроса сохраняется. Поясню: наша продукция зарегистрирована, Росздравнадзор неоднократно подтвердил ее безопасность и допустил в клиническую практику. При этом к импортным медизделиям таких сложных требований нет, выходит, что никто не опасается, что китайские стенты могут не соответствовать нашим стандартам. Мы полагаем, что подход должен быть единым — проверять всех, иначе это выглядит как попытка ограничить присутствие отечественных производителей на рынке».
В центре: слева — Андрей Кудряшов, справа — Андрей Травников (Фото: РБК Новосибирск)
Есть и риски ухудшения ситуации — дополнения к правилам экспортного контроля США под угрозой вторичных санкций сокращает список поставщиков медизделий в Россию до узкого перечня производителей из самих США. «Министерство торговли США не может являться де-факто единственным «регулятором» российского рынка коронарных стентов и баллонных катетеров. Стенты — чувствительная товарная позиция для российского здравоохранения, они применяются при лечении ишемической болезни сердца (ИБС), являющихся причиной более 50% ежегодных смертей россиян страдающих от заболеваний сердечно-сосудистой системы», — указано в письме производителей.
Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смертности в мире, большая часть из которых были вызваны инфарктом миокарда и инсультом. В стране в структуре смертности сердечно-сосудистые заболевания занимают 44%.
«Нынешние проблемы с переводами в Китай ведут к удорожанию ввозимой продукции на 15-20%, растет себестоимость, — продолжает Андрей Кудряшов. — Дополнительно мы сейчас имеем 15-20% переплату за сырье и компоненты из-за сложностей с выводом валюты. Слишком большая доля экспорта несет для России значительные риски. Полагаю, что 25%-присутствие производителей из других стран было бы полезно рынку, но 75% следует отдавать отечественному производителю, давать ему рынок сбыта. Это будет стимулировать как развитие мединдустрии, так и смежных производств — компоненты, сырье, расходники».
Курс на импортозамещение
В этом году в России исполняется 10 лет с момента старта программы по импортозамещению в сфере медицины. В 2015 году на импортную продукцию приходилось 70-80% рынка, писал «Медвестник» со ссылкой на заявление Минпромторга. К 2024 году доля отечественных медизделий должна была составить около 30%. Два года назад вице-президент РАН Владимир Чехонин говорил об активизации работы власти по импортозамещению. По его словам, за восемь лет с 2014 года доля российских медизделий не изменилась и осталась на уровне 21%. К 2024 году доля отечественных производителей должна вырасти до 32%, цитировал ТАСС слова ученого. По данным прошлого года статистика не дотягивает до плановых показателей, а в части отраслей показатели даже ухудшились: так, по данным MD Pro, за шесть месяцев 2023 года импортные поставщики тех же коронарных стентов занимают 88,4% рынка и представлены в основном компаниями из Китая и Индии, за два года доля импорта выросла на 8,8 пп.
Весной 2023 года проблему с низкой долей отечественного оборудования в медицине признавал и Михаил Мишустин, который призвал локализовать производство медицинского оборудования в стране, а также наладить выпуск запчастей. «Все, что сегодня можно делать в России, надо делать в России. Каждая копейка добавленной стоимости, произведенная руками россиян, в этом смысле — это вклад в импортозамещение и создание технологического и экономического суверенитета страны», — подчеркнул тогда глава кабмина.
На чем работают медики
Часть опрошенных РБК Новосибирск экспертов отмечают небольшой рост доли замещенных медизделий. Особенно тренд был заметен в пандемию, но высокого уровня удалось достичь не везде.
«В части офтальмологического оборудования я пока не увидел позитивных изменений и отечественных разработок. Полагаю, что сейчас пока еще нет запретов на поставки из США и других стран Европы», — рассказал РБК Новосибирск директор ООО СЦПЛБ «Глазка» Илья Смирнов. Также по его словам, одна из самых сложных ситуаций — с линзами для очков. «Я не видел достойных современных образцов от отечественных компаний, пока не производят», — сказал Смирнов. В числе положительных трендов — появление отечественных производителей в сфере офтальмологических товаров для населения (контактные линзы, оправы). «Есть как производства, обрабатывающие иностранную заготовку или иностранное сырье, так и производства полного цикла. Думаю, в течение двух-трех лет такие товары станут узнаваемыми среди пользователей», — полагает Смирнов.
О похожих проблемах говорят и эксперты других отраслей. По словам заместителя директора по лечебной работе Новосибирского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика Федорова Елены Егоровой, в офтальмохирургии большая часть высокотехнологичных приборов это на 100% импортные установки. «У нас в России аналогичного оборудования просто не производят. Что касается расходников и фармсредств, они составляют достойную конкуренцию по качеству и, что основное, по эффективности», — говорит Егорова. Она отмечает, что медучреждение не ставило перед собой задачу заместить импортное оборудование и расходники для него. Однако с отечественными производителями также ведется работа.
Доля импортного оборудования превалирует и в стоматологии. По словам основателя и главного врач клиники VideDent Дмитрия Козолия, география начинает смещаться в сторону Китая и Кореи. «Это связано с логистикой, а также доступностью запчастей, так как поставлять европейское сейчас намного сложнее. Если говорить про Россию, то мы берем полировочные системы — здесь сразу можно понять, как ведет себя инструмент, но в целом работаем на импортных. Мы видим зачатки импортозамещения в стоматологии, но это будет небыстрый процесс», — сказал он.
Сложности сохраняются и в сфере кардиологии. Как рассказали РБК Новосибирск в пресс-службе Национального медицинского исследовательского центра им. академика Мешалкина, процесс импортозамещения в клинике «идет не быстро». Большинство комплектующих для медоборудования и расходных материалов, используемых для сердечно-сосудистой хирургии (протезы клапанов, катетеры для лечения нарушений ритма сердца, инструменты для эндоваскулярной хирургии и другое), — зарубежные.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
«Оперирующие хирурги и научные сотрудники экспериментальной биологии и медицины активно работают над созданием своих уникальных изделий. Сейчас ведутся разработки нескольких медизделий для детской кардиохирургии и сердечно-сосудистой хирургии взрослым пациентам. Часть изделий уже прошли клинические испытания, но впереди еще длительный процесс регистрации, оформления, пострегистрационные исследования, которые смогут оценить эффективность и безопасность в реальной клинической практике», — рассказали в клинике Мешалкина.
В сфере производства коронарных стентов и баллонных катетеров в России отечественная продукция занимает всего 20% — только у нескольких российских компаний налажено производство. Запущено производство в московском «Сколково», Пензе («МедИнж»), Грозном («РК Групп»). В Новосибирске — у «Р-Васкуляр» и «Ангиолайн». Последние базируются на двух площадках — в Технопарке Академгородка (Советский район) и в наукограде Кольцово.
Главный специалист по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению Новосибирской области Евгений Кретов подтверждает, что инфаркт и инсульт занимают лидирующие позиции по смертности. «Если говорить об инсульте, то он в большем количестве случаев приводит к инвалидизации», — рассказал Кретов РБК Новосибирск. В кардиохирургии ключевое — оперативно оказанная помощь. Стенты для малоинвазивных операций начали использовать в Европе 40 лет назад, число операций растет: скажем, с 2000 по 2015 годы оно выросло в 40 раз.
Фото: Ангиолайн
По словам Кретова, в медцентрах, где для оказания помощи имплантируют стенты, аспирационные катетеры, летальность и инвалидизация снижаются в два-три раза.
«Если человек поступил с инфарктом, и ему не имплантируют стент, то у него риск смерти будет в два-три раза выше. То же касается и инсульта. У нас есть пример регионального сосудистого центра № 6. После внедрения в практику современных методик, смертность была снижена с 20% до 10%, а в дальнейшем — до 7-9%. Это один из лучших показателей по больничной летальности», — говорит Кретов.
НДС как проблема конкуренции
По словам Кретова, отечественным производителям достаточно сложно конкурировать на рынке с зарубежными производителями. Последних — подавляющее большинство, и помимо прочего они имеют мощную государственную поддержку внутри своих стран. При получении преференций компании могли бы полностью закрыть, например, направление по тем же стентам.
«Чтобы конкурировать с зарубежными производителями, крайне важно иметь сопоставимые фискальные условия, которые необходимы отечественной промышленности уже сейчас», — говорится в упоминавшемся письме производителей медизделий для эндоваскулярной хирургии. Сейчас в ряде отраслей отечественные производители поставлены в невыгодные условия. Так, НДС, который российские компании уплачивают поставщикам комплектующих, включается в стоимость готового изделия, что ведет к его удорожанию, в то время, как поставка готовых импортных медизделий в ангиохирургии НДСом не облагается. Более того, зарубежный производитель может получить возмещение по НДС на территории своей страны. Введение для отечественных производителей нулевой ставки НДС предполагалось с 2024 года, но по факту законопроект так и не был принят.
«В России нет обширной мединдустрии, а значит, не возникает новых смежных производств — компонентов, оборудования, — добавляет Андрей Кудряшов из «Ангиолайна». — Если мы покупаем сырье за рубежом, оно не облагается НДС, но если мы заказываем компоненты в России, нам их продают с 20% НДСа, что бьет по себестоимости. Будет ставка 0%, мы могли бы больше закупать у российских компаний, это станет толчком к развитию местных отраслей».
РБК Новосибирск направил запрос в Минздрав РФ и Минпромторг РФ по применяемым и разрабатываемым мерам поддержки, а также ситуации с НДСом в поставках медицинских изделий.
Развивать медицинские производства
«Важно понимать, что пока нет поддержки государства, индустрия формироваться не будет, — уверен Андрей Кудряшов из «Ангиолайна». — Если по каким-то причинам поставки из-за рубежа встанут, местные производители не смогут быстро вдвое нарастить объемы, — нет запаса мощностей и возможности быстро развернуть их, на это требуется полгода-год. В России, к сожалению, нет госполитики, единой цельной и продуманной национальной системы по развитию медицинской промышленности. Любой стране в конечном итоге выгоднее развивать свое, тем более, если дело касается критически важных отраслей».
Елена Егорова из МНТК отмечает, чаще всего инженерные и фармацевтические разработки зависят от бюджетирования и привлечения компетентных и опытных специалистов. «Если на развитие отечественных медицинских изделий будет направлено больше внимания от государства, скорее всего, развитие данного направления будет более стремительным», — говорит она. Производственным компаниям нужна планомерная система поддержки, которая сможет сократить пути импортозамещения. «Отечественные производители медицинского оборудования пусть и идут по пути развития своих технологий, но догнать импортных коллег смогут, скорее всего, только спустя десятилетия», — сказала Егорова.