Появятся ли в России специальные версии орденов для мусульман
Елена НовоселоваВ Москве открылась первая фалеристическая научная конференция «Государственная наградная система Российской Федерации: история, современная модель и новые приоритеты». Она посвящена 30-летию современной системы государственных наград и организованная Российским историческим обществом совместно с РГСУ.Слева — Орден Святого Александра Невского 1840 год. Для «лиц нехристианского вероисповедания». Справа — Орден Святого Александра Невского 1840 год. Для христиан. / Фото орденов предоставлены пресс-службой РГСУ
Как награждают иностранцев и будут ли в России специальные версии орденов для мусульман, рассказал «РГ» ректор РГСУ, академик РАХ Андрей Хазин.
Андрей Леонидович, все ли у нас в порядке с наградами?
Андрей Хазин: Среди государственных символов именно знаки государственных наград связывают непосредственно гражданина с государством и нацией. Они являются символами благодарности страны и народа людям, которые совершили подвиг или имеют большие заслуги, но вместе с тем они являются и видимым для каждого символом истории и величия страны. Поэтому, казалось бы, даже незначительные детали наградного дела — выражение уважения к героям и их подвигам и заслугам.
С моей точки зрения, у нас недостаточно полно разработано награждение глав иностранных государств.
Напомню, что в период Российской империи, единственной наградой для руководителя другого государства мог быть орден Св. апостола Андрея Первозванного. Практика вручения иностранцам ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, очевидно, была неудачной и фактически прекращена, орден же Св. Андрея, врученный иноземцам за 26 лет после восстановления ордена 4 раза, не может отражать всей палитры международных отношений. Вручение же орденских знаков на пятиугольных колодках главе государства зачастую воспринимается как недостаточное по статусу. Поэтому следует продумать вопрос о введении знаков на чресплечных лентах и со звездой, в том числе, для вручения в рамках государственных и официальных визитов, как это и оговорено вековыми традициями дипломатического протокола.
Всем народам можно вручать одинаковые ордена или есть национальная специфика, которую нельзя нарушать?
Андрей Хазин: Нам предстоит возродить российские традиции выдавать по просьбе кавалеров орденов, исповедующих религии, не допускающие изображения людей, знаки «для лиц нехристианского вероисповедания», как это было принято с середины XIX века. Тогда в медальоны орденских знаков и звезд вместо изображений святых и их вензелей помещался государственный герб.
Ордена для женщин чем-то отличаются от мужских?
Андрей Хазин: Скорее способ ношения высших государственных наград кавалерственными дамами — это вопрос, на который следует обратить внимание при развитии отечественной наградной системы. Речь в первую очередь идет о знаках орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, которые положено носить на шейных лентах. Использование таких способов ношения с вечерним платьем, конечно, крайне затруднительно. Поэтому, возможно, следует расширить практику ношения дамами таких знаков на бантах из орденской ленты, как, например, это было сделано изначально при восстановлении ордена Св. Екатерины.