Почти половина компаний МСП выразили желание обучиться кибербезопасности
Свыше 40% российских компаний из числа малых и средних предприятий (МСП) заинтересованы в получении информационной поддержки в вопросах кибербезопасности. К такому выводу пришли аналитики Агентства стратегических инициатив (АСИ) по итогам опроса представителей малого бизнеса. Исследование проводилось в августе–октябре 2023 года при участии технологического стартапа «Третья сторона», всего опрошено 700 представителей МСП из сфер торговли, производства, ЖКХ и так далее.
«Сейчас пока мало кто смотрит на эту повестку, но, опираясь, в том числе на международные исследования, мы понимаем, что к вопросу кибербезопасности МСП надо подходить с позиции «не если, а когда вас взломают», — сказала директор практики дивизиона «Технологии и предпринимательство» АСИ Светлана Рацеева. В России относительное большинство (40%) субъектов МСП вообще не выделяют в бюджете расходов на кибербезопасность, и занимаются проблемой лишь когда атака уже произошла. Лишь 4% опрошенных компаний пристально следят за вопросами кибербеза, имея под это фиксированную статью расходов.
При этом, по словам Рацеевой, проблема информационной защищенности актуальна для всего мира. Как показывают международные исследования, если в 2019 году в развитых странах на представителей МСП были направлены 43% всех кибератак, то в 2020 — уже 28%, так как бизнес стал задумываться о защите, а рынок предложений — насыщаться сервисами. В результате в 2023 году сервисы и инфраструктура защиты малых и средних предприятий и крупных организаций стали практически идентичны.
Сейчас в России насчитывается более 6 млн субъектов МСП, численность занятого в этом секторе персонала (с учетом ИП и самозанятых) превышает 30 млн человек. Это огромная часть экономики, в которой государству нужно помогать формировать как спрос, так и предложение инструментов кибербезопасности, полагают авторы исследования. Если 40% МСП заинтересованы в информационной поддержке, то уже 70% говорят о необходимости скидок и льгот на ПО, отметил основатель стартапа «Третья Сторона» Антон Бочкарев. По результатам исследования Агентство стратегических инициатив приняло решение заняться разработкой стандартов киберграмотности для российских МСП.