«Парижский филиал Art Basel предстал во всем блеске»: обзор Алины Пинской
Carsten Höller, «Giant Triple Mushroom», 2024. Экспозиция галереи Gagosian на Вандомской площади в рамках Art Basel Paris 2024.
William Anastasi, «Resignation II», 1989. Galerie Jocelyn Wolff. $250,000
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Искусствовед, галерист Алина Пинская делится впечатлениями об арт-ярмарке Art Basel Paris
В этом году парижский филиал Art Basel предстал во всем блеске. Он перестал по-подростковому называться Paris+, теперь это Art Basel Paris. Ярмарка торжественно и людно открылась на самой престижной и центральной выставочной площадке города — в свежеотремонтированном Grand Palais, со следами то тут, то там знакомой москвичам строительной штурмовщины, когда торопятся к сроку. Большой дворец был на реставрации целых четыре года.
В смотре приняло участие около 200 галерей, на 40 больше, чем в прошлом году.
Помимо основной программы, которую подробно осилит не каждый, есть еще параллельная, с экспозицией паблик-арта по всему городу.
Yayoi Kusama. «Pumpkin», 2014. Экспозиция галереи David Zwirner в рамках Art Basel Paris 2024 © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Октябрьская арт-неделя пытается вместить в себя максимальную коммерческую и выставочную активность — чего только стоят ярмарки-сателлиты. Их я насчитала десять.
Выставок-блокбастеров целых три. В общем, задача приезжего арт-интересанта не столько выжать максимум из Парижа, сколько выжить в этой гонке. Надо признать, что по концентрации одновременно идущих ярмарок и выставок в государственных и частных институциях Парижу нет аналогов в мире. Вот она, историческая спираль — город снова стал арт-столицей, спустя много десятилетий.
Такое богатство активностей порождает разговоры о том, что парижская ярмарка в какой-то момент каннибальски поглотит базельского родителя. Организаторы это отрицают, но высока вероятность, что поглощение со временем может случиться. Некоторые галеристы шутят, что с трудом заставляют своих сотрудников работать на стенде в самом Базеле в выходные — столь невелика у тех мотивация ввиду невысокой вероятности продаж. И правда. Даже обыватель заметит, что к концу швейцарской ярмарки коллекционеров почти нет — люди приходят просто посмотреть искусство. Приехавших реальных клиентов сдувает после первых двух дней. В то время как Париж привлекает покупателей все дни ярмарки. Остроумное изобретение французских организаторов — акция «Oh la la», когда 31 галерея показывает свои главные произведения в пятницу и субботу.
1 из 4 Helen Frankenthaler. «Portrait of Margaretha Trip», 1980. Yares Art © Алина Пинская Meleko Mokgosi, «Spaces of Subjection: Imaging Imaginations V», 2023. Jack Shainman Gallery © Алина Пинская Nina Chanel Abney. «The Qing», 2024. Jack Shainman Gallery. $200,000 © Алина Пинская Jean Dubuffet, «Parade nuptiale» (панно), 1971. €3,800,000. Sarah Lucas, «Cherie» (скульптура), 2022. £300,000. Gladstone Gallery © Алина Пинская
Если говорить о страновом составе экспонентов, то треть — французские галереи. Помимо европейских и американских, есть бразильцы, японцы, южноафриканцы, корейцы. Немного Ближнего востока.
По национальному составу посетителей: можно отметить очень много американцев, также заметны бразильцы и русскоговорящие. Все приезжают в сияющий Париж. От королевы Рании и Натали Портман до Хлои Севиньи и Оуэна Уилсона.
О подборе произведений. Конечно, на этой ярмарке пока меньше семизначных цифр — сделки на гигантские суммы проводятся в Базеле из-за фрипортов (хранилище произведений искусства, не облагаемое налогами).
Одни из самых дорогих и обсуждаемых произведений — «Супрематизм» Малевича 1915 года на стенде швейцарцев Hauser & Wirth (цена не разглашается) и один из хрестоматийных «Лесов» Макса Эрнста, за $20 млн, у старожила рынка Давида Нахмада.
1 из 2 Max Ernst, «Cage, Forest, and Black Sun», 1927. Nahmad Contemporary © Алина Пинская Giorgio de Chirico, «Furniture in the Valley», 1929–1930. Nahmad Contemporary © Алина Пинская
Малевич якобы был сразу в первый день зарезервирован и увезен со стенда. Коллеги-галеристы говорят: продавался он или нет и был ли куплен, в действительности мы никогда не узнаем.
Любимый и ожидаемый ход галериста — показать на ярмарке произведения художников, которые только что были на Венецианской биеннале, а также тех, чьи работы присутствуют на выставках-блокбастерах в городе.
1 из 8 Gerhard Richter, Abstract Painting, 1991. Gagosian. $6,000,000 © Алина Пинская Nathalie Du Pasquier, Untitled, 2020. Anton Kern Gallery © Алина Пинская Lynette Yiadom-Boakye, «From A Rhyme To A Reason», 2024. Jack Shainman Gallery © Алина Пинская Nicolas de Staël, Composition, 1947. Skarstedt. €525,000 © Алина Пинская Pierre Seinturier, «Lover's Leap», 2024. Gallerie Vallois © Алина Пинская Paulina Olowska, «Laura with Wolves», 2024. Pace. $250,000 © Алина Пинская Claes Oldenburg & Coosje Van Bruggen. «Maquette of the Giant Switches in the Lobbies of the CBS Building», 1978. Paula Cooper Gallery. $200,000 © Алина Пинская Etel Adnan, Untitled, 2024 (по эскизу 2020 ). Мурал из 96 керамических плиток, изготовленных вручную. Sfeir-Semler Gallery. €500,000 © Алина Пинская
В Центре Помпиду идет программная выставка, посвященная столетию сюрреализма, в Фонде Луи Вюиттон — гигантская ретроспектива Тома Вессельмана, а в Бирже, она же Фонд Пино, — арте повера.
Вессельман мелькал сразу на нескольких стендах.
1 из 3 Tom Wesselmann, Still Life #61, 1976. The Estate of Tom Wesselmann, New York. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская Tom Wesselmann. «Big Brown Nude», 1971. Mugrabi Collection. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская Tom Wesselmann, «Smoker #20», 1975. Gagosian. $4,250,000 © Алина Пинская
Итальянской галерее Карди, чей стенд выглядит стабильно, из года в год весьма «поверо» (бедно), в этот раз особенно «вмастило» — обе работы Кунеллиса были проданы за €600 тыс. А с сюрреалистами и подавно: интерес к этому -изму был разожжен еще позапрошлой биеннале, а теперь вот и огромная по размаху выставка в Центре Помпиду.
Jannis Kounellis. Untitled. 1994. Cardi Gallery. €600,000 (шт.) © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКПомимо Макса Эрнста, у Нахмада висел прекрасный де Кирико, ранее побывавший в коллекциях де Менил и Джанни Аньелли.
Вильфредо Лам, Ив Танги, Рене Магритт, Леонор Фини, Доротея Таннинг — лишь некоторые имена сюрреалистов, чьи произведения можно было одновременно увидеть на ярмарке и в Бобуре (второе название Центра Помпиду).
1 из 5 René Magritte, «La Durée poignardée», 1938. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская René Magritte, «Alice au pays des merveilles», 1946. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская Wifredo Lam, «The Light of the Jungle», 1944. Di Donna Galleries © Алина Пинская Max Ernst, «L'Ange du foyer (Le Triomphe du surréalisme)», 1937. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская Salvador Dalí, «Rêve causé par le vol d'une abeille autour d'une pomme-grenade, une seconde avant l'éveil», 1944. «Pop forever, Tom Wesselmann &…», Fondation Louis Vuitton © Алина Пинская
Впервые в истории ярмарки галереям разрешили выставлять произведения до 1900 года. Речь идет о секции Premise, которая схожа по структуре с секцией Features в Базеле, где публике предлагаются «курированные» стенды с выстраиванием диалога между работами. Такое расширение временных рамок предполагает большую свободу сторителлинга для подобных мини-выставок.
Остались довольны те галереи, которые предлагали вещи со значительным ценовым разбросом. Любопытно, что тот же Карстен Грев, выставляя дорогие работы послевоенных художников, делал ставку на израильтянина Гидеона Рубина, чьими мелкоформатными фигуративными холстами завесил внешнюю стену стенда. Почти все продалось (€14 тыс. — 30 тыс.)
1 из 2 Gideon Rubin. Galerie Karsten Greve Paris. €14,000 — 30,000 © Алина Пинская Elmgreen & Dragset. «This Is How We Play Together, Fig. 2», 2023. Galerie Karsten Greve Paris. €225,000 © Алина Пинская
Тадеуш Ропак показал свой привычный состав: Раушенберг, Базелиц, Тони Крэгг, Алекс Кац. Ставка на крупноформатные и дорогие работы, по слухам, дала не самые лучшие результаты.
Одно из ярких впечатлений: проходишь мимо «паука» Луизы Буржуа за $20 млн (продан) и, уткнувшись в композицию Малевича на стенде Hauser & Wirth, при этом почти не заметив Филипа Гастона за $8,5 млн, поворачиваешься на 180 градусов и лицезреешь прекрасного черно-белого фигуративного Рихтера (у Dawid Zwirner). Каждая из двух небольших работ по $10 млн. Там же — бельгиец Люк Тюйманс за $900 тыс. А прямо за углом — шикарный Дюбюффе у Karsten Greve за €4,5 млн. Одним словом, если есть задача и возможность создать заметную частную арт-институцию, то местный «шопинг» гарантированно позволит это сделать.
1 из 5 Ed Clark. «Red, Blue, & Black (Paris Series #4)», 1989. Hauser & Wirth. $950,000 © Алина Пинская Kiki Smith. «Blood Pool», 1992. Pace. $950,000 © Алина Пинская Helen Frankenthaler. «Acres», 1959. Yares Art. $6,800,000 © Алина Пинская André Butzer. Untitled, 2024. Galerie Max Hetzler. €160,000 © Алина Пинская Jim Dine. «Other Poem» Self Portrait, 2017. Templon © Алина Пинская
Галерист Алина Пинская — об эмоциональных настройках, этике и приметах времени
В этом году привлекла внимание ярмарка Paris Internationale, которая отмечала свое десятилетие. Расположенная в здании старой телефонной станции и специализирующаяся на суперактуальном искусстве, она объединила галереи с самой разной географией — от Токио до Портленда.
Интересно, что на ней встречается уже вполне конвенциональное и в хорошем смысле коммерческое искусство — например, работы известного бразильца Далтона Паулы продаются по €75 тыс., а живопись Войтеха Коварика за €120 тыс.
1 из 3 Votiek Kovaric, «Od linií k hmotě». Galerie Derouillon. €120,000. Aaahhh!!! Paris Internationale © Алина Пинская Dalton Paula. «Martins & Montero». Aaahhh!!! Paris Internationale © Алина Пинская Nathalie Du Pasquier. Apalazzo Gallery. €40,000. Aaahhh!!! Paris Internationale © Алина Пинская
Вообще на ярмарках-сателлитах часто встречаются те же имена, что и в Grand Palais. Работы, конечно, менее значимые. Так, на ярмарке Moderne в шатрах между площадью Согласия и Большим дворцом попадались вещи Хартунга и Вазарели и других послевоенных художников.
О ярмарках-сателлитах вообще можно выпускать отдельный материал — так много их было в этот раз. Здесь впервые прошла американская NADA (New Art Dealers Aliance), показывающая молодые галереи. Asia Now в Парижском монетном дворе под куратором Николя Буррио демонстрировала около 60 стендов с уклоном в «глобальный юг». Была даже небольшая ярмарка ар-брюта Outsider Paris. Дизайну, помимо центральной Design Miami Paris, проходившей в шикарном особняке в 7-м округе, были отведены еще две ярмарки — Thema (в таком же особняке напротив, но стоящем в руинах) и камерная Private Choice.
1 из 5 Design Miami Paris © Алина Пинская Кресло с оттоманкой, Estúdio Campana. €72,000 © Алина Пинская Стенд Salon 94 с объектами Гаэтано Пеше © Алина Пинская Стенд Galerie Downtown — François Laffanour © Алина Пинская Jean Prouvé, Maison des Vacances (Carnac House). Galerie Downtown — François Laffanour © Алина Пинская
В целом же, все это движение и бурление напоминало ажиотаж олимпийских соревнований. Для профи и любителей искусства ярмарка и парижская арт-неделя обязательна к посещению. Концентрированные впечатления, прослеживаемые тренды — настоящий смотр мирового арт-рынка. Да и просто обилие красивых людей в одном месте и в одно время.
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»