«Новая реальность»: за что суд оштрафовал оператора петербургского порта
Крупного оператора петербургского порта оштрафовали за низкий грузооборот
АО «Морской порт Санкт-Петербург», одну из крупнейших стивидорных компаний по перевалке грузов в Большом порту Санкт-Петербург, обязали выплатить штраф в 100 тыс. руб. в пользу ФГУП «Росморпорт» из-за невыполнения нормы по минимальному грузообороту. Изначально «Росморпорт» требовал взыскать с оператора морского терминала более 1 млн руб., однако Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области снизил сумму. Эксперты рассказали РБК Петербург, что значит решение суда для рынка перевозок и как его игроки могут минимизировать риск подобных споров в текущей реальности.
Недостача на причалах
Иск к АО «Морской порт Санкт-Петербург» касался работы компании в 2022-2023 гг. Стивидор имеет собственное оборудование для обработки судов, но использует несколько причалов Большого порта Санкт-Петербург на арендной основе. При этом в договоре прописана обязательная перевалка на арендованных мощностях минимального объема грузов, пишет «Деловой Петербург». «Росморпорт» заявил, что «Морской порт Санкт-Петербург» не выполнил обязательства, и потребовал выплатить предусмотренный договором в таких случаях штраф.
В ходе судебного разбирательства представители ответчика признали, что в период 2022-2023 годов 13 причалов не выполнили норму по грузообороту: причалы № 1-10 (недостача в 2022 году составила 14%), причалы № 66 и № 67, через которые проходит грузооборот легковых авто (перевалено 17,6 тыс. тонн грузов при норме в 85 тыс. т), и причал № 20 (простаивал в 2022-2023 годы, норма грузооборота — 71,3 тыс. т).
При этом «Морской порт Санкт-Петербург» отказался платить штраф, ссылаясь на отсутствие вины. Арбитражный суд принял доводы стивидора, но штраф оставил в силе, лишь снизив его сумму.
«Редкая история»
В настоящий момент с грузооборотом порта «все хорошо», констатирует Член правления ассоциации «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Юрий Ковалев. В разговоре с РБК Петербург он обратил внимание, что провалы по нормам наблюдались по отдельным категориям, например, легковых авто на фоне снижения активности на автомобильном рынке в 2022-2023 годах. Эксперт назвал решение суда в отношении оператора морского терминала «редкой историей».
В первом квартале 2024 года грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» вырос на 39,7% к аналогичному периоду прошлого года и достиг отметки в 13,4 млн т. Однако он все еще отставал от показателей первого квартала 2021 года на 7,4%. Летом этого года Большой петербургский порт, по итогам первого полугодия 2024, восстановил грузооборот, который достиг отметки в 27,4 млн т. Тогда к уровню первых шести месяцев 2021 года он восстановился на 90%.
По словам руководителя отдела аналитики ИАА «ПортНьюс» Виталия Чернова, после ужесточения санкционной политики в 2022 году и резкого разворота логистических потоков на восточное направление Балтийский бассейн пострадал сильнее остальных. «Стивидорный бизнес не мог предусмотреть таких обстоятельств и заложить их в свои бизнес-модели. <…> Полагаю, что ситуация с АО "Морской порт Санкт-Петербург" не является уникальной и отражает общие процессы, происходившие в портах бассейна», — объяснил специалист.
Чтобы минимизировать подобные иски в будущем, требуется поддержка государства, которому следует «учитывать новую реальность» и помогать стивидорам Балтики, говорит Виталий Чернов. В части работы Большого порта Санкт-Петербург, по его мнению, речь может идти о полноценном переформатировании.
«Необходимо переформатировать «Большой порт Санкт-Петербург» из порта, работающего с небольшими фидерными контейнеровозами (суда для коротких перевозок внутри ограниченного водного бассейна — ), в полноценный контейнерный хаб, способный принимать более крупные суда, идущие напрямую из стран Азии, прежде всего Китая. А для этого нужно проводить дноуглубление, что, кстати, находится в зоне ответственности "Росморпорта"», — добавил Виталий Чернов.
Эксперт добавляет, что было бы «нелишним» разгрузить Восточный полигон железных дорог и решить вопрос с вывозом порожних контейнеров, которые были завезены с дальневосточного направления и осели в европейской части России из-за дисбаланса грузопотоков и ограничений на Восточном полигоне. Без господдержки осуществить такие преобразования вряд ли возможно, заключил Виталий Чернов.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Интересные квартиры в новостройках
Варианты на разный бюджет
Выгодные предложения
для семей с детьми
Изучить
Готовое жилье в 22 кварта-
лах Москвы и области
Рассмотреть
«Серия плюс»: умные
планировки и архитектура
Разобраться
Самые популярные кварта-
лы ПИК в Москве и области
Узнать
Реклама, ПАО «ПИК СЗ»