Названы решения проблемы при взаиморасчетах с Китаем
На конференции «Логистика Сибири» рассказали о способах при расчетах с Китаем Санкции заставили компании искать новые пути взаиморасчетов. Какие способы появились, как это отражается на росте стоимости логистики, и что еще мешает торговле — обсудили на конференции «Логистика Сибири»
В конце 2023 года США и их западные партнеры в очередной раз ужесточили антироссийский санкционный режим, обещая применить к [КС1] китайским финансовым институтам и компаниям вторичные санкции. С начала 2024 года китайские банки усилили требования в отношении комплаенса, замедлив, а в ряде случаев и вовсе прекратив обслуживание торговых расчетов между российскими и китайскими компаниями.
Возникшие сложности оказали заметное влияние на динамику двусторонней торговли, прежде всего в части китайского экспорта. Их пик пришелся на начало мая, тогда грузопоток из КНР в РФ стал стремительно падать. Он снизился примерно на 70% по сравнению с апрелем.
К лету ситуация начала исправляться. Участники начали использовать, в том числе альтернативные способы взаиморасчетов. Также можно действовать напрямую через небольшие региональные банки. Однако полностью всех трудностей это не решило.
Партнер № 1 для Новосибирской области
Китай для Новосибирской области и всего Сибирского федерального округа является крупнейшим торговым партнером как в экспорте, так и в импорте, рассказала начальник отдела таможенной статистики Сибирского таможенного управления Анна Саломатина.
«Более половины всех ввозимых в Сибирский регион товаров имеют китайское происхождение. По Китаю и в экспорте, и в импорте по товарообороту динамика положительная», — сообщила она.
В общей структуре внешней торговли Новосибирская область импортируют машиностроительную продукцию (55% от стоимостного объема), химическую продукцию (13%) и металлы и изделия из них (10%). В тройке лидеров по экспорту: топливно-энергетические товары (52%), продовольственные товары (21%) и машиностроительная продукция (12%).
Руководитель Центра поддержки экспорта Новосибирской области на базе Центра «Мой бизнес» Алина Мусиенко сообщила, что внешняя торговля очень важна для региона. Область традиционно входит в число лидеров по ведению Внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Новосибирские компании ежегодно отмечаются на окружном и федеральном уровне как наиболее яркие представители экспорта в России. Для увеличения новых участников ВЭД малые и средние компании региона могут воспользоваться всесторонней господдержкой при выходе на зарубежные рынки.
Масштаб проблемы
«В России 318 действующих банков: 221 с универсальной лицензией, более 60 банков под западными санкциями. Они занимают более 90% банковского рынка. Более 200 банков имеют доступ к SWIFT и не находятся под санкциями, но не более 20 банков имеют реальную возможность для оплаты в дальнее зарубежье», — констатировал сопредседатель регионального отделения «Деловой России», управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев.
Он добавил, что в августе крупные банки начали вводить комиссии от 2% — до 6% за проведение прямых платежей в юанях. В июне «хТБ Шанхай» напрямую попал в SDN-лист (в него входят юридические и физические лица, с которыми резиденты США не могут вести дела), в октябре продолжилось сокращение банков в Китае, готовых принимать деньги из этого банка. В июле КНР ввел экспортные ограничения. Теперь нужно получать разрешение на экспорт широкой номенклатуры товаров — де-факто Китай присоединился к санкциям.
В сентябре банки в странах ЕАЭС в сентябре продолжили ограничивать транзит российских денег. Райффайзенбанк, который осуществлял до 40% валютных платежей, прекратил их. В сентябре ЦБ РФ начал эксперимент по расчетам в криптовалюте. Были выбраны импортеры из наиболее чувствительных отраслей, например, микроэлектроника.
«С начала этого года на рынке есть предложения по расчету в криптовалюте, которые юридически обвязываются, как обмен цифровыми финансовыми активами. Но работая с Китаем, надо понимать, что криптовалюта в этой стране запрещена, поэтому это должен быть, например, Гонконг или ОАЭ. В итоге перевод из криптовалюты в фиатную добавляет определенный процент. В итоге, когда мы складываем, то получаем ту же стоимость, что и оплата другими способами. В Турции и ОАЭ криптовалюта не запрещена, там есть экономия в таких взаиморасчетах», — отметил Александр Дегтярев.
Кроме сложностей при взаиморасчетах, есть и физические преграды в торговле между двумя странами, что также влияет на стоимость логистики, при организации международных автомобильных грузоперевозок. Как сообщил руководитель направления по международным перевозкам ГК «Монополия» Михаил Соколов, из-за низкой пропускной способности погранпереходов сроки доставки увеличиваются.
«Основная преграда — это колейка, живая очередь из фур. В 2022 году фура могла стоять 1-2 недели [на примере основного автомобильного пункта пропуска Маньчжурия-Забайкальск] В прошлом году переход занимал в среднем три дня, в текущем три-пять в первом квартале, два-три во втором и пять-десять в третьем квартале из-за резкого всплеска импорта автомобильной техники», — сказал он.
По его словам, дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры погранпереходов — это необходимость, так как, по прогнозам ГК «Монополия», рост товарооборота между Россией и Китаем может вырасти до $300 млрд в ближайшие 5-7 лет при 100% взаиморасчетах в национальных валютах. Произойдет и увеличение доли габаритных грузов, что способствует развитие FTL-сервиса в двустороннем сообщении.
ГК «Монополия развивает международное направление с 2019 года. За это время пул подрядчиков перерос 2 тыс. Перевозки с Китаем начали активно развиваться после 2022 года. Также на текущее время в линейке направлений: Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Монголия. Страхование ответственности экспедиторов по всему миру. В числе клиентов компании — поставщики, производители, дистрибьюторы пищевой и сельхозпродукции, сырья, бытовой техники, строительных материалов, ADR (опасные грузы).
Способы расчетов с иностранными контрагентами
Сейчас многие участники ВЭД используют разные способы: разрыв цепочки банков, переводы через мелкие региональные банки, услуги платежного агента, взаимозачеты и другие инструменты, разрешенные законодательством. Об этом рассказала главный государственный таможенный инспектор отдела валютного контроля Сибирского таможенного управления Надежда Овчинникова.
«Всегда существуют риски, как коммерческие, так и риски непоступления денежных средств. Также возникают трудности и с валютным контролем при определении таможенной стоимости товара», — отметила она.
По словам руководителя комитета по международной кооперации и экспорту (ВЭД). члена управленческой команды по развитию экспорта в регионе при губернаторе Новосибирской области Ольги Корпачевой, чтобы пройти валютный контроль без каких-либо доначислений, важно обращать внимание на то, на какие моменты указывают в таможне и банке.
Также эксперт рассказала о трудности проведения бартерных сделок. «При взаимозачетах мы пытаемся подтянуть до необходимой суммы: если мы отгрузили на 100 тыс., то эти же 100 тыс. и закрыть. Поэтому есть риски манипуляции стоимостью товаров. В итоге сумма доначислений налогов может оказаться существенной», — подчеркнула она.
Кроме того, спикер добавила, что введение в сделку платежного агента — это большой риск, так как нужно довериться абсолютно незнакомому человеку. «Платежные агенты есть у банков, и я в этом случае им доверяю, потому что они проходят проверку», — сказала она.
Замначальника валютного управления банка «Левобережный» Екатерина Пятина отметила, что один из популярных сейчас способов — зачисление валютной выручки на свой счет, но в другой юрисдикции.
«Но самый на сегодняшний момент популярный — это платежный агент. Все понимают, что это прекрасный способ, который позволяет оперативно отправить, либо получить выручку, но боятся, что будут трудности со сбором документов в банк, в котором нужно будет пройти валютный контроль, — рассказала она. — Сегодня агенты позволяют нам переводить даже минимальные суммы, это может быть и $500».
В заключении эксперт рассказал о способе встречного потока, когда мы схеме участвуют: агент, а также экспортеры и импортеры с обеих сторон, как при взаимозачете.