На киностудии им. М. Горького появилась первая временная экспозиция музея
Вам кажется, что снять свой первый фильм в 14 лет нереально? На киностудии им. М. Горького считают по-другому- и активно знакомит школьников с азами кинопроизводства. Одним из этапов такого знакомства стала выставка, открытая на территории киностудии: она называется «За кадром: Есть что посмотреть».Фото предоставлено пресс-службой киностудии им. М.Горького
Главная тема экспозиции — кинопрофессии, о которых ребята почти ничего не знают, а также особенности работы в кино. Большинство подростков мечтает быть актерами, режиссерами и операторами, но никогда не слышали о гаферах, фокус-пуллерах и многих других «бойцах невидимого фронта», хотя их труд на съемочной площадке не менее важен и интересен. Чтобы изменить это и привести в кино как можно больше одаренных молодых людей различных специальностей, киностудия занимается профориентацией молодежи.
Гидом для первых посетителей и журналистов стала генеральный директор киностудии им. М. Горького Юлиана Слащева. Она рассказала, что выставка — это краткий и очень наглядный путеводитель по всем этапам кинопроизводства. IPQuorum предлагает пройтись по залам и узнать кое-какие секреты со съемочной площадки.
Зал предпродакшена
Работа над фильмом начинается со сценария, поэтому первое, что видят посетители музея, — это стол, на котором лежат листы бумаги с реальными диалогами: по ним в середине 80-х Киностудия им. М. Горького снимала шпионскую драму о контрразведчиках «Конец операции «Резидент»». Здесь же можно узнать, зачем нужны раскадровки и как они делаются: на стенах в качестве примера висят подлинные раскадровки к сцене «Бой на скале» из блокбастера Николая Лебедева «Нюрнберг».
И, конечно, внимание посетителей притягивает тарелка, которую в первый день съемок принято разбивать на счастье. Считается, что такую традицию ввел Сергей Эйзенштейн во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Правда, злые языки утверждают, что тарелку он разбил от отчаяния: актеры настолько плохо играли, что режиссер не сумел сдержать эмоций. Тем не менее традиция прижилась — и стала фактически обязательной для кинематографистов. В музее можно увидеть один из таких дубликатов — тарелку с фильма «Вера», снятого Киностудией им. М. Горького по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Кстати, эта картина, главную роль в которой сыграла Виктория Толстоганова, выйдет в прокат уже этой осенью.
Зал кастинга
После утверждения сценария и раскадровок начинается поиск актеров. Он проходит в несколько этапов. Первый, как правило, представляет собой самопробы, которые актеры снимают самостоятельно, с помощью веб-камеры или мобильного телефона. Затем кастинг-директор из присланных записей выбирает наиболее подходящие и вызывает понравившихся исполнителей на очную встречу. Она проводится уже в павильонах киностудии, но играть актеру приходится в одиночку: в диалоговых сценах реплики «оппонента» ему «кидают» помощники режиссера. Тех же, кто доходит до финального отбора, ждут ансамблевые пробы: в костюме и гриме, в паре с кандидатами на другие роли. На выставке можно увидеть все три вида проб: их презентовала музею 17-летняя актриса Мария Лобанова, ставшая звездой после «Контейнера» и «Поехавшей».
Тем не менее главной реликвией кастинг-зала стал альбом кинопроб к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Он здесь в двух вариантах: классическом (такие альбомы собирались к каждому фильму во времена СССР) и в виде тачпада (скан-копия подлинного альбома). В них собраны фотографии всех актеров (в костюме и гриме), проходивших пробы. Так что, если вы всегда хотели узнать, каким мог бы быть Штирлиц, откажись Тихонов от роли, вам сюда.
Зал декораций
Здесь посетителей ждет сюрприз: они оказываются внутри фильма «Кукольник» Сергея Кузнецова и Романа Амслера (2023). Это атмосферное подростковое фэнтези с элементами хоррора, главным героем которого стал новый Франкенштейн — мастер, увлеченный созданием и оживлением марионеток. Делал он их в подвале — и именно в это пространство, затянутое паутиной, пугающее и шокирующее, с огромным количеством мелких деталей (например, везде разбросаны части кукол), нас и приглашают. По словам Слащевой, декорации такого уровня и с такой тщательной проработкой — настоящее произведение искусства, поэтому киностудия считает себя обязанной их сохранять и время от времени выставлять, давая зрителям шанс попасть внутрь фильма.
Зал света
В следующей зоне посетителей знакомят с деятельностью художника по свету и его помощников. На площадке, как правило, занято большое количество осветителей, которыми управляет бригадир. Его рабочее место — пульт с бегунками и экран — можно не просто увидеть, но и, что называется, пощупать: убедиться, как с помощью регулировки освещения принципиально меняется лицо актера. Оно может быть усталым или веселым, молодым или внезапно состарившимся, беззаботно-солнечным или угрожающе-мрачным. И всего этого добивается художник по свету, сидя за пультом — меняя освещение фонов или направление и яркость лучей.
Зал звука и суеверий
Здесь можно почувствовать себя звукорежиссером: примерить наушники и услышать реальные звуки со съемочной площадки. Например, аудиозаписи с камер «Золота Умальты» с Павлом Деревянко и Софией Эрнст (картина выйдет этой весной) или «Поехали!» Клима Шипенко, режиссера фильма «Вызов».
А еще здесь собрана «коллекция» суеверий, которые плотно вошли в жизнь кинематографистов. На упавшем сценарии нужно обязательно посидеть, даже если его уронили в лужу или грязь. Ржавый гвоздь, найденный в студии, — гарант удачи, поэтому его надо обязательно сохранить (хотя иногда такие «сувениры» специально подбрасывают на площадку, чтобы подбодрить группу или режиссера). Испортить кадры или накликать беду можно, чрезмерно увлекшись хлопушкой: получатся лишние кадры, которые не войдут в фильм. Также во время «шапки» (так называется праздничный банкет в честь окончания съемочного периода) нельзя говорить тосты за успешный прокат фильма — иначе проект стопроцентно провалится.
Зал костюма и грима
Гример на съемочной площадке — настоящий волшебник. В его власти превратить юного розовощекого актера в седовласого старца и наоборот. За одним из таких превращений можно наблюдать прямо здесь. А самые смелые посетители смогут сесть перед зеркалами и примерить на себя образы известных персонажей из фильмов и сказок.
Что же касается костюмов, то на этой экспозиции их не так уж и много: в исторической части музея, которая откроется летом, их будет гораздо больше. Кстати, Киностудия им. М. Горького обладает одной из самых объемных коллекций костюма и реквизита, которая сохранилась еще с советских времен. Правда, еще три года назад она была в крайне запущенном состоянии, поэтому команде Юлианы Слащевой пришлось потратить три года на ее реставрацию. И сейчас в распоряжении киностудии есть костюмы представителей всех сословий любой эпохи.
Один из таких экземпляров — платье царевны Софьи из фильма Сергея Герасимова «Юность Петра» (1980). Судьба этого костюма без преувеличения уникальна. Сначала в нем снималась Наталья Бондарчук. А через шесть лет вышел советско-американский сериал «Петр Великий». В царском платье Натальи Бондарчук на экране появилась Ванесса Редгрейв, в одночасье сделав известной художника по костюмам Элеонору Маклакову.
Виртуальная студия
Если вы считаете, что самые передовые блокбастеры до сих пор снимаются на фоне «зеленки», то вы ошибаетесь. «Старый добрый» хромакей постепенно вытесняется гораздо более передовыми технологиями, например гибким LED-экраном, делающим изображение гораздо более реалистичным. Именно такими экранами оснащен один из сверхсовременных павильонов Киностудии им. М. Горького — виртуальная продакшен-студия «55.8°». Ее макет посетители выставки увидят на заключительном этапе экскурсии.
По словам Юлианы Слащевой, за такими технологиями будущее, причем самое ближайшее. Уже лет через пять необходимость в сложных экспедициях отпадет: чтобы снять Северный полюс, не нужно будет ехать в Арктику. Потому что любую точку земного шара можно будет нарисовать на виртуальных фонах — и они ничем не будут уступать натурным съемкам. Такие фоны уже сейчас востребованы в рекламе, на очереди — большое кино и сериалы. Например, проект «Челюскин. Первые» снимается с использованием именно этих технологий.
Юлианна Слащева:
«Для нас это исторический момент — открытие первой экспозиции, которая станет частью большого музея. Его историческая часть — очень сложная, интерактивная и в то же время способная заинтересовать детей лет с восьми — откроется уже через несколько месяцев. А выставки, подобные этой, мы планируем делать регулярными — и проводить их не реже двух-трех раз в год.
В конце прошлого года мы открыли полноценную киношколу, в которой учится порядка 150 подростков. Кроме того, киностудия проводит киноэкспедиции, которые проходят как в нашей стране, так и за рубежом. Находясь в экспедиции, ребята снимают маленькое кино — хронометражем в две-три минуты, игровое или документальное. С ними, конечно, ездят профессиональные наставники, помогающие написать сценарий и освоить азы киноремесла, но большую часть работы подростки делают сами.
Почему мы этим занимаемся? Мы помогаем определиться с выбором профессии в кино и даем ребятам возможность попробовать себя в разных специальностях. А заинтересоваться кинопроизводством и влюбиться в него по-настоящему они могут, посетив наш музей!».
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum — первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.