Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
18 октября в Московской филармонии пройдет концерт из цикла «Вещь в себе», посвященный музыке Шельси. В его преддверии мы попросили автора этого концертного цикла Ярослава Тимофеева рассказать о композиторе несколько примечательных фактов
В рамках абонемента и концертного цикла «Вещь в себе» Московская филармония продолжает знакомить свою публику с произведениями, к которым действительно нужен особый подход и чуткое кураторское сопровождение, чтобы они не оставались той самой вещью в себе из названия, подобранного к проекту весьма метко. Назвать эти произведения просто сложными — значит не объяснить всего соединения контекстов, переплетений частных судеб с историей и тектоническими сдвигами XX века и хода музыкальной жизни века.
Вслед за «Легендой о городе Майя», в России исполняемой впервые, концерты окажутся посвящены «Русским сезонам» Десятникова и Симфонии № 7 Прокофьева. Мы попросили куратора цикла, музыковеда и участника проекта «РБК Визионеры» Ярослава Тимофеева вспомнить несколько фактов о загадочном композиторе Джачинто Шельси, которые можно считать не просто подготовкой слушателя к концерту, но своеобразным затактом.
Ярослав Тимофеев, музыковед
1. Джачинто Шельси был наследственным аристократом, графом Аяла Вальва, детство он провел в замке. Его школьными предметами были фехтование, шахматы и музыка. И этот врожденный аристократизм научил его быть одиночкой, быть самодостаточным, жить в воображаемом замке, даже в то время, когда физически он находился в Риме с видом на Палантин, на Форум. Шельси остро чувствовал, что эта аристократическая история кончается на нем и в силу причин общеисторических — пришел демократический XX век — и в силу того, что у самого Шельси не было наследников. «Uaxuctum. Легенда о городе майя» будет исполняться в России впервые. И она тоже о конце высокой, великой культуры, о конце аристократизма, о том, как красивые, умные, образованные люди, скажем так, высшего полета, принимают смерть, как они идут к ней.
2. В середине жизни Шельси испытывал проблемы с психикой — он месяцами мог играть на рояле одну и ту же ноту. Приходил, садился за инструмент, несколько часов нажимал ее, слушал и больше ему ничего не было нужно. В итоге после этих странных медитаций он пришел к осознанию того, что звук больше музыки. Шельси говорил: «Музыка не может существовать без звука, а звук может существовать без музыки. Поэтому именно звук важен». Фактически Шельси открыл будущее огромное направление, которое назвали спектрализмом. Спектрализм — это исследование звука «под микроскопом», вслушивание в то, как устроен один звук внутри и превращение этой микроскопической жизни звука в большую партитуру для симфонического оркестра. Так писали французские спектралисты, а Шельси оказался их предтечей и пророком.
3. Шельси писал дневник и завещал опубликовать его через 20 лет после смерти. Умер он в 1988-м, соответственно, в 2008-м этот дневник был опубликован. Благодаря этим записям, а также благодаря поклонникам Шельси, которые были близки к нему в последние годы, и его друзьям, сложилась автомифология, то есть Шельси сам себе создал мифологию, в которую очень интересно погружаться. Впрочем, для любого ученого это беда, потому что проверить ничего невозможно. Шельси избегал фотографирования, избегал интервью. И либо мы верим тому, что он пишет в дневнике, либо нет. Довольно редкая и странная ситуация для конца XX века, тем более для XXI века. Например, он утверждает, что ездил в Непал и в Индию изучать местные культуры, но никто пока не может подтвердить, было ли это или он это придумал.
4. Шельси стал частью массовой культуры благодаря Мартину Скорсезе и его команде, поскольку музыка композитора звучит в фильме «Остров проклятых» с Леонардо ДиКаприо. Это «Четыре пьесы на одну ноту» и тот самый Uaxuctum, который будет исполняться на нашем концерте. Без этой музыки Шельси, на мой взгляд, фильм был бы совершенно другим. Именно она создает там ощущение и загадки, и одиночества, и какой-то тайной угрозы — саспенс. И как-то здорово авторы фильма почувствовали, что Шельси такой не скажу «проклятый», но «островной» человек — живущий в отдельно стоящей башне из слоновой кости.
5. Факт о самом произведении, которое будет исполняться. В 1916 году археолог Сильванус Морли обнаружил неизвестный город майя в Гватемале и решил назвать его Уашактун. На языке майя это значит «восемь камней». Он нашел на камнях указание календаря майя. Честно говоря, я не очень подробно изучил этот календарь, но суть в том, что тот камень, который там оказался, указывал на некий восьмой период времени. У Шельси 8 — главное число. Умер он 8 числа 8 месяца 88-го года и даже предсказывал свою смерть в этот день. Город Уашактун оказался источником множества открытий в XX веке, а в 66-м году Шельси написал большую вокально-симфоническую сюиту под таким же названием. Подзаголовок Uaxuctum гласит: «Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным причинам». Шельси цепляется за то, что исчезновение цивилизации майя — до сих пор загадка. Об этом ведутся научные диспуты, есть разные теории, но в целом исчезла эта цивилизация очень странно, не так, как все остальные, Древний Рим, например, который долго угасал, или Византия, а как-то очень быстро. Но вот эта «Легенда о городе майя, уничтоженном по религиозным причинам», скорее всего, опять-таки мифология самого Шельси. По сути, в этой пьесе можно услышать, как некая огромная человеческая общность добровольно уходит, потому что знает, что ее время пришло. Очень современно звучащая тема, которая играет новыми красками, обертонами в нашу эпоху экологических угроз, ядерной угрозы и угрозы перенаселения мира. В общем, эта тема сверкает разными гранями.
Запись оркестра и хора Польского радио и телевидения в Кракове, дирижер Юрг Виттенбах
© belanna000 / Youtube, Accord / Universal Music France
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»