RuPulse - это новостной портал

Кикшеринг-сервисы предложили передать взыскание штрафов дептрансу

20

Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» обсуждают передачу функции взимания штрафов за нарушения дептрансу Москвы. Сервисы считают, что регулятору будет проще взыскать выписанный штраф, так как он имеет для этого больше рычаговКикшеринг-сервисы предложили передать взыскание штрафов дептрансу0 Фото: Андрей Любимов / РБК

Крупнейшие игроки рынка кикшеринга в России Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» обсуждают передачу функции взимания штрафов за неправильное пользование самокатами дептрансу Москвы. Об этом в интервью РБК рассказали представители этих компаний.

«Сейчас Whoosh и другие сервисы работают с дептрансом Москвы над тем, чтобы штрафы за нарушения правил пользования самокатом выставлял регулятор. Это повысит ответственность пользователей», — сказал РБК основатель и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко. Он считает, что необходимо создать систему штрафов, аналогичную той, что используется для автомобилистов. Чуйко подчеркнул, что у регулятора больше ресурсов для взыскания штрафов, это увеличивает вероятность их уплаты и позволяет применять дополнительные санкции за неуплату. По его словам, с начала года за различные нарушения Whoosh заблокировал 317 тыс. аккаунтов в России.

Гендиректор «МТС Юрент» Иван Туринге поддержал эту инициативу, отметив, что штрафы — действительно рабочая мера. По его словам, в 2024 году сервис выписал порядка 170 тыс. штрафов и заблокировал около 46 тыс. аккаунтов. Туринге считает, что государство имеет больше возможностей для обеспечения неотвратимости наказания.

У каждого сервиса есть собственные штрафы, которые применяются на основе оферты, отметил руководитель сервиса «Самокаты» в «Яндекс Go» Леонид Ясиновский. «В каршеринге есть хорошая схема: базовый штраф от регулятора, а в случае серьезных нарушений — дополнительный от сервиса. Мы двигаемся в этом направлении, чтобы нивелировать небезопасные сценарии вождения», — рассказал Ясиновский.

Согласно апрельскому исследованию портала «Трушеринг», общая доля рынка Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» составляет 96,7 против 90,6% в 2021-м. В 2023 году объем российского рынка кикшеринга достиг 22,3 млрд руб., что на 67,5% больше по сравнению с 2022-м. В течение года сервисами аренды электросамокатов в России воспользовались порядка 21 млн человек, они совершили 211 млн поездок.

В сентябре 2024 года Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» по требованию дептранса повысили до 100 тыс. руб. штрафы за неправильное пользование самокатами. Например, если сервисом воспользуется несовершеннолетний, Whoosh выпишет его родителям штраф 10 тыс. руб., тогда как в 2023-м такое нарушение обошлось бы блокировкой аккаунта. За езду вдвоем сервис оштрафует на 5 тыс. руб., поездка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения карается штрафом 100 тыс. руб., тогда как в прошлом году за это не было никакого наказания.

«МТС Юрент» и «Яндекс Go» ввели более серьезные штрафы. С 1 сентября за езду на самокате до 18 лет или за его передачу несовершеннолетнему в Москве оба сервиса оштрафуют на 100 тыс. руб. В других регионах нарушители отделаются временной блокировкой доступа к приложению сервиса.

РБК направил запрос в дептранс.

Что еще предлагают сервисы

Иван Туринге рассказал РБК, что одной из ближайших инициатив является регистрация всех средств индивидуальной мобильности (СИМ) в едином реестре. Он подчеркнул, что в этом реестре должны быть зарегистрированы не только арендуемые самокаты, но и частные. По его словам, хотя шеринговые самокаты могут снижать скорость в местах с большим скоплением людей, частные пользователи остаются в серой зоне, так как могут передвигаться с любой скоростью, игнорируя существующие ограничения из-за отсутствия механизмов контроля.

Дмитрий Чуйко отметил, что необходимо развитие инфраструктуры для пользования самокатами и информирование пользователей о правилах. Он рассказал, что Whoosh разработал систему, которая определяет, едет ли на самокате один или несколько человек. В случае подозрения на нарушение скорость самоката снижается и пользователю приходит уведомление с просьбой слезть. В большинстве случаев второй пассажир покидает самокат, отметил Чуйко.

Леонид Ясиновский добавил, что обучение и технологии играют ключевую роль. Он сообщил, что в сезоне 2024 года более половины пользователей — новички. Для того чтобы они управляли самокатом ответственно, компания проводит регулярное обучение в офлайн-формате. «Яндекс Go», также как и Whoosh, внедрил технологию, которая определяет количество людей на самокатах. По словам Ясиновского, если на самокате будет больше одного человека, он будет замедляться до скорости пешехода (5 км/ч). Это нарушение входит в тройку самых частых, и компания планирует снизить его показатели до околонулевых. Он также рассказал, что компания совместно с департаментом образования Москвы запускает уроки по безопасному вождению самокатов для столичных школьников. «Так, к 18 годам, когда можно будет арендовать самокаты, все будут знать правила и нести ответственность», — рассчитывает Ясиновский.

Читайте РБК в Telegram

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

× 1 = 8