Кикшеринг-сервисы предложили передать взыскание штрафов дептрансу
Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» обсуждают передачу функции взимания штрафов за нарушения дептрансу Москвы. Сервисы считают, что регулятору будет проще взыскать выписанный штраф, так как он имеет для этого больше рычагов
Крупнейшие игроки рынка кикшеринга в России Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» обсуждают передачу функции взимания штрафов за неправильное пользование самокатами дептрансу Москвы. Об этом в интервью РБК рассказали представители этих компаний.
«Сейчас Whoosh и другие сервисы работают с дептрансом Москвы над тем, чтобы штрафы за нарушения правил пользования самокатом выставлял регулятор. Это повысит ответственность пользователей», — сказал РБК основатель и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко. Он считает, что необходимо создать систему штрафов, аналогичную той, что используется для автомобилистов. Чуйко подчеркнул, что у регулятора больше ресурсов для взыскания штрафов, это увеличивает вероятность их уплаты и позволяет применять дополнительные санкции за неуплату. По его словам, с начала года за различные нарушения Whoosh заблокировал 317 тыс. аккаунтов в России.
Гендиректор «МТС Юрент» Иван Туринге поддержал эту инициативу, отметив, что штрафы — действительно рабочая мера. По его словам, в 2024 году сервис выписал порядка 170 тыс. штрафов и заблокировал около 46 тыс. аккаунтов. Туринге считает, что государство имеет больше возможностей для обеспечения неотвратимости наказания.
У каждого сервиса есть собственные штрафы, которые применяются на основе оферты, отметил руководитель сервиса «Самокаты» в «Яндекс Go» Леонид Ясиновский. «В каршеринге есть хорошая схема: базовый штраф от регулятора, а в случае серьезных нарушений — дополнительный от сервиса. Мы двигаемся в этом направлении, чтобы нивелировать небезопасные сценарии вождения», — рассказал Ясиновский.
Согласно апрельскому исследованию портала «Трушеринг», общая доля рынка Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» составляет 96,7 против 90,6% в 2021-м. В 2023 году объем российского рынка кикшеринга достиг 22,3 млрд руб., что на 67,5% больше по сравнению с 2022-м. В течение года сервисами аренды электросамокатов в России воспользовались порядка 21 млн человек, они совершили 211 млн поездок.
В сентябре 2024 года Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» по требованию дептранса повысили до 100 тыс. руб. штрафы за неправильное пользование самокатами. Например, если сервисом воспользуется несовершеннолетний, Whoosh выпишет его родителям штраф 10 тыс. руб., тогда как в 2023-м такое нарушение обошлось бы блокировкой аккаунта. За езду вдвоем сервис оштрафует на 5 тыс. руб., поездка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения карается штрафом 100 тыс. руб., тогда как в прошлом году за это не было никакого наказания.
«МТС Юрент» и «Яндекс Go» ввели более серьезные штрафы. С 1 сентября за езду на самокате до 18 лет или за его передачу несовершеннолетнему в Москве оба сервиса оштрафуют на 100 тыс. руб. В других регионах нарушители отделаются временной блокировкой доступа к приложению сервиса.
РБК направил запрос в дептранс.
Что еще предлагают сервисы
Иван Туринге рассказал РБК, что одной из ближайших инициатив является регистрация всех средств индивидуальной мобильности (СИМ) в едином реестре. Он подчеркнул, что в этом реестре должны быть зарегистрированы не только арендуемые самокаты, но и частные. По его словам, хотя шеринговые самокаты могут снижать скорость в местах с большим скоплением людей, частные пользователи остаются в серой зоне, так как могут передвигаться с любой скоростью, игнорируя существующие ограничения из-за отсутствия механизмов контроля.
Дмитрий Чуйко отметил, что необходимо развитие инфраструктуры для пользования самокатами и информирование пользователей о правилах. Он рассказал, что Whoosh разработал систему, которая определяет, едет ли на самокате один или несколько человек. В случае подозрения на нарушение скорость самоката снижается и пользователю приходит уведомление с просьбой слезть. В большинстве случаев второй пассажир покидает самокат, отметил Чуйко.
Леонид Ясиновский добавил, что обучение и технологии играют ключевую роль. Он сообщил, что в сезоне 2024 года более половины пользователей — новички. Для того чтобы они управляли самокатом ответственно, компания проводит регулярное обучение в офлайн-формате. «Яндекс Go», также как и Whoosh, внедрил технологию, которая определяет количество людей на самокатах. По словам Ясиновского, если на самокате будет больше одного человека, он будет замедляться до скорости пешехода (5 км/ч). Это нарушение входит в тройку самых частых, и компания планирует снизить его показатели до околонулевых. Он также рассказал, что компания совместно с департаментом образования Москвы запускает уроки по безопасному вождению самокатов для столичных школьников. «Так, к 18 годам, когда можно будет арендовать самокаты, все будут знать правила и нести ответственность», — рассчитывает Ясиновский.
Читайте РБК в Telegram