«Яндекс» разработал этический кодекс для работы с синтезом речи
Умная колонка «Яндекса»
«Яндекс» разработал принципы этичной работы с технологиями синтеза речи на базе нейросетей, сообщили РБК в компании. Эти меры помогут заказчикам, партнерам и звукозаписывающим студиям «выстроить более прозрачную работу» с дикторами и записями синтезированных голосов, считают там.
Среди принятых компанией принципов:
- получение согласия на использование голоса в модели синтеза, у человека, которому он принадлежит, или его законных представителей. При этом согласие на решение задач, связанных с обработкой аудиозаписи — например, очистка от шумов, повышение разборчивости речи или перевод на другой язык — можно не запрашивать;
- информирование диктора о том, как работает синтез и где будет использоваться его голос;
- безопасное хранение записей — к исходному коду и результатам синтеза сторонние пользователи доступа не получают.
«Яндекс» оставляет за собой право отозвать доступ к технологии синтеза речи у стороннего пользователя, если компании станет известно о ее неправомерном применении.
Эта технология используется, например, для «умной» колонки «Яндекса» с голосовым помощником «Алиса», в навигаторе, для озвучивания книг и в других сервисах.
Председатель Союза дикторов России Александр Лапшин заявил, что объединение поддерживает инициативу компании, отметив, что это — «первый, о важный шаг по защите голосов дикторов и актеров». «Мы поддерживаем прозрачные условия работы, когда компания детально информирует дикторов и актеров, как может быть использован их голос. Законодательно меры еще не приняты, поэтому Союз дикторов рекомендует внимательно выбирать участие в проектах», — сказал он.
Материал дополняется.