На Ozon появятся товары из OBI на фоне споров за бренд
«OBI Россия» выйдет на Ozon с товарами под международным брендом, использовать который год назад пыталась запретить немецкая OBI GmbH. Сейчас спор за бренд находится в процессе урегулирования, сказали в бывшей российской «дочке»
Сеть строительных магазинов «OBI Россия» планирует разместить порядка 26 тыс. товаров для дома и ремонта, технику, новогодние ели и др. на маркетплейсе Ozon, рассказали РБК в пресс-службе онлайн-продавца. Эту информацию подтвердил представитель «OBI Россия».
Сначала на онлайн-витрине Ozon будет доступна только часть товаров из OBI, позже будет представлено около 90% ассортимента сети гипермаркетов, включая крупногабаритные и сезонные позиции. Заказы будет доставлять собственная курьерская служба OBI напрямую со складов; соответственно, продукция бренда будет доступна в городах присутствия сети гипермаркетов. В будущем партнеры планируют развивать другие форматы, в том числе экспресс-доставку и доставку в пункты выдачи заказов Ozon, сообщил представитель маркетплейса.
Товары будут продаваться под брендом OBI, несмотря на то что год назад немецкая OBI GmbH потребовала запретить бывшей «дочке» в России использовать ее бренд. «Возникший ранее вопрос [об использовании этого бренда] с бывшими немецкими коллегами в процессе урегулирования. Мы продолжаем работу как «OBI Россия», — рассказал представитель компании.
Как уходила немецкая OBI
После начала специальной военной операции на Украине OBI GmbH объявила об уходе из России и закрыла магазины сети в стране. В апреле 2022-го компания передала свой российский бизнес в управление Борису Любошицу, основателю консалтинговой компании «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг». Позднее появилась информация, что OBI завершила сделку по продаже шести юридических лиц своей российской сети. Контрольный пакет акций (60%) был передан бизнесмену Йозефу Лиокумовичу, а еще 40% — группе инвестиционно-строительных компаний MAX. В конце апреля магазины возобновили работу. После владельцы компании несколько раз менялись, и весной 2023-го им стало АО «Аллонж».
Но в ноябре того же года OBI GmbH подала в суд на бывшую российскую «дочку» — «ОБИ франчайзинговый центр» с требованием запретить использование товарных знаков. Как говорили «Коммерсанту» в немецкой OBI, российская сторона изначально игнорировала просьбу урегулировать вопрос во внесудебном порядке. Сейчас рассмотрение дела продолжается в Арбитражном суде Московской области. Российское юрлицо, в свою очередь, с начала 2024-го пытается через суд признать недействительным одностороннее расторжение ряда лицензионных соглашений, следует из картотеки арбитражных дел. Что предполагали эти соглашения, в документах не раскрывается.
Еще осенью 2022 года на сайте российской OBI говорилось, что бренд используется временно и гипермаркеты планируется перезапустить под новым названием. Но как отмечал управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов, «значимость бренда OBI в категории строительных и DIY-товаров сопоставима с IKEA на рынке мебели и товаров для дома», в связи с чем российская компания продолжает использовать бренд.
РБК направил запрос в OBI GmbH.
Что ждут от сотрудничества
OBI пришла в Россию в 2003 году. Сегодня в стране работает 26 гипермаркетов под этим брендом в 12 городах, из них 15 в Москве и Санкт-Петербурге. В ассортименте сети представлено более 80 тыс. наименований товаров.
Выручка «ОБИ франчайзинговый центр» в 2023 году составила 12 млрд руб., что сопоставимо с показателем 2022-го. Но вместо чистой прибыли в 2022-м в размере 5,1 млрд руб. в прошлом году компания получила убыток на 2,2 млрд руб., следует из данных Rusprofile.
Покупатели маркетплейса в последние годы стали чаще заказывать онлайн те категории товаров, которые раньше обычно покупали офлайн — например, товары для строительства и ремонта. «За первые девять месяцев этого года спрос на товары категории DIY (Do It Yourself — «сделай сам»: составляющие для ремонтных работ, световое оборудование, элементы декора и т.п. — РБК) на Ozon вырос в два раза в стоимостном выражении», — поделилась директор по развитию бизнеса Ozon Home Анна Карпова.
В «OBI Россия», в свою очередь, рассчитывают на интерес со стороны потенциальных покупателей в преддверии сезона повышенного спроса: «Именно в конце осени — начале зимы возрастает интерес не только к DIY-товарам для ремонта и строительства, но и наблюдается спрос на сезонные покупки: снегоуборочную технику и инвентарь, елки и украшения к Новому году», — рассказал руководитель отдела электронной коммерции «OBI Россия» Никита Губарев.
Читайте РБК в Telegram.