Как современное искусство проникает в отели, и где его искать
Palazzo Luce, «Рихтер» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Искусство в мире гостиничного бизнеса — большая тема для размышлений. Часто отели выбирают живопись, но достаточно и примеров, когда модерн-арт не поддерживает, а задает и создает контекст необычного пространства для жизни
Классика малого жанра — номер, спроектированный Энтони Гормли в 2014 году в лондонском отеле The Beaumont. В комментариях этот нестандартный люкс кто-то называет «комнатой страха» или «гробом», но на протяжении всех десяти лет из желающих провести ночь в спальне площадью 4 кв. м с высотой потолка в 10 м — нескончаемая очередь. Не остаются в стороне даже такие непоколебимые гранды, как Métropole Monte-Carlo: месяц назад отель разослал пресс-релиз, сообщающий о пополнении его коллекции искусства четырьмя новыми лотами — шелкографией, двумя литографиями и гравюрой авторства Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона и Пабло Пикассо. Теперь эти работы экспонированы в библиотеке лобби-бара, и каждый желающий может увидеть их.
1 из 3 Литография Пабло Пикассо «Вакханалия с женщиной, сидящей с ребенком» (1959). Отель Métropole Monte-Carlo © пресс-служба Энди Уорхол, Committee 2000, отель Métropole Monte-Carlo © пресс-служба Мишель Лейрис, портрет Фрэнсиса Бэкона, 1976. Отель Métropole Monte-Carlo © пресс-служба
Основательнее всех к вопросу «инкрустации» самого современного искусства в гладкую поверхность классического гостеприимства подошла сеть Belmond. Два года назад в партнерстве с галереей Continua, известной своими проектами с авторами калибра Ильи Кабакова и Аниша Капура, она запустила инициативу Mitico (с итальянского — мифический). По задумке полноценные инсталляции известных художников должны были, с одной стороны, гармонично вписаться в обстановку этих роскошных отелей, с другой — по-новому ее интерпретировать. За несколько лет успели немало: 16 проектов в десяти гостиницах по всему миру.
Художник Субодх Гупта, «индийский Дэмьен Херст», чьи работы выставлялись и в Музее Виктории и Альберта, и в «Гараже», конструировал инсталляцию Cooking the World в окрестностях культового венецианского гранд-отеля Cipriani. Аргентинский мастер арт-иллюзий Леандро Эрлих сочинял вторую серию своей работы L’Ultime Déménagement и показывал ее в декорациях садов XV века, окружающих виллу Сан-Микеле во Фьезоле под Флоренцией. А те, кто успеет побывать здесь до конца сентября, смогут увидеть цветопанорамную крышу 86-летнего классика современного концептуализма Даниеля Бюрена, накрывшую бар в главном здании отеля.
Инсталляция Даниеля Бюрена Sosta Colorata. Отель Villa San Michele
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
В это же время для любого заинтересованного консьерж Villa San Michele организует тур в Сан-Джиминьяно (дорога займет около часа). Именно здесь, под Сиеной, в здании бывшего кинотеатра в 1990 году коллекционер Лоренцо Фьяски открыл самое первое отделение галереи Continua, которая сегодня имеет штаб-квартиры в шести странах. Поэтому выставлять арт в самых неожиданных локациях — один из его кураторских принципов, которому он следует 34 года: «Искусство для меня как ветер — никакие границы не могут ему помешать», — интригует Фьяски.
Перебравшись из Италии на юг Франции, любой завсегдатай оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе или просто арт-энтузиаст не упустит возможности отметиться в знаменитом Château La Coste. В этом вполне сельском даже по французским меркам месте соединилось слишком много, чтобы быть правдой. На площади почти 2,5 тыс. кв. м ужилась архитектура Тадао Андо, Ренцо Пьяно, Жана Нувеля, Фрэнка Гери, Оскара Нимейера. За 22 года существования шато в своей нынешней концепции территорию заселили объекты и инсталляции Ай Вэйвэя, Жан-Мишеля Отоньеля, Конрада Шоукросса, Луизы Буржуа, Энди Голдсуорти и других иконических имен современного искусства. И все это — не просто мощная, но статичная декорация: жизнь на этом арт-курорте бьет ключом.
Обычно в галереях Château La Coste одновременно идет пять-шесть выставок — среди прочего до конца сентября в павильоне Ренцо Пьяно можно увидеть керамику, созданную участницей Венецианской биеннале этого года, резиденткой галереи Perrotin Клэр Табуре. В 2002 году владелец и идеолог этого уникального места, ирландский девелопер Пэдди Маккиллен, покупая старинное шато в Провансе, прежде всего интересовался его винодельней, понимая, что может из всего этого получиться. «Тогда у меня уже был Колдер, — рассказывает Маккиллен, имея в виду мобиль американского скульптора-кинетиста Александра Колдера 1976 года. — И мне хотелось не держать его в подвале, а вынести на воздух, где бы его все могли видеть. Это меньшее, что я мог дать нашим постояльцам». Потом появилась паучиха Луизы Буржуа, застывшая над водной гладью, и останавливаться Маккиллен уже не планировал. Он утверждает, что созданный им и его командой культурный контекст привлекает в Château La Coste людей схожих интересов и формирует целое сообщество. Ему же остается только соответствовать его непростым запросам, как в плане гостеприимства, так и по части культурной повестки.
1 из 6 Луиза Буржуа, Crouching Spider. Château La Coste © Richard Haughton Боб Дилан, Rail Car. Château La Coste © Stéphane Aboudrama Ричард Роджерс, La Galerie Richard Rogers. Château La Coste © James Reeve Прюн Нурри, Mater Earth. Château La Coste © Vincent Agnès Конрад Шоукросс, Schism. Château La Coste © Vincent Agnès Том Шеннон, Drop. Château La Coste © Richard Haughton
В похожем положении находится и московский отель «Рихтер», с момента своего открытия в сентябре 2018-го делающий ставку прежде всего на объединение людей со схожими ценностями и тягой к творчеству. Отсюда и перманентная выставочная программа, концерты и кинопоказы, со временем действительно сформировавшие собственный клуб друзей. Следовать заданной концепции за последние четыре года стало не проще, но точно веселее — при поддержке международной ассоциации Design Hotels запустился проект «Мастерские Рихтера». В его рамках и некоторые номера (всего их в отеле семь), и общественные пространства превращаются в настоящие резиденции для художников, музыкантов, литераторов, дизайнеров и других творцов. По итогам каждой из них в особняке на Пятницкой проводятся вернисажи или целые фестивали, организация которых практически полностью дjтируется самим «Рихтером». Более того, 100% дохода от проданных работ организаторы передают их авторам — финансовый баланс отеля никак не завязан на его арт-деятельности.
Что касается собственной коллекции «Рихтера», она складывается несколькими путями. В «доме», как часто работники отеля его называют, нет ни одного предмета без истории, а многие из них создавались в этих стенах. Большинство произведений были выкуплены у художников из мастерских, подарены друзьями, найдены в разных уголках мира создательницей проекта Анастасией Ефимовой или являются частью собрания мецената Дмитрия Разумова. Cегодня их уже более 200, и во время ближайшего визита в отель рекомендуем обратить внимание на несколько из выставленных. В лаундже на подиуме можно найти скульптуру из пластилина Татьяны Бродач, чья персональная выставка «Целую» в Секретной комнате случилась в 2021 году. У чугунной лестницы, которая ведет на второй этаж, висит люстра из керамики, дерева и хрусталя, созданная художницей Анной Павловой. В журнальном зале lebigmag находится работа Яна Гинзбурга с его персональной выставки «Что же делает наши вчерашние заводы такими экзотическими, такими привлекательными?». К слову, Ян Гинзбург был первым резидентом «Мастерских Рихтера».
1 из 6 Скульптура Маяны Насыбулловой из серии «Композитор без рук» (2023–2024). Отель «Рихтер» © пресс-служба Отель «Рихтер» © пресс-служба Отель «Рихтер» © пресс-служба Отель «Рихтер» © пресс-служба Отель «Рихтер» © пресс-служба Отель «Рихтер» © пресс-служба
Пилотную выставку у себя организовал и отель Stella di Mosca. В пространствах первого этажа выставлены 11 работ петербуржца Егора Острова, интерпретирующего классические образы итальянского Возрождения. Серия произведений, отсылающих к образам Джорджоне, Пиранези и Кановы, получила название «Внутренняя Италия» и выполнена в технике растровой живописи. Как и в классической галерее, каждый из экспонатов продается, что звучит довольно многообещающе, учитывая, что работы Острова в разное время выставлялись в Эрмитаже и Русском музее. В Stella di Mosca решительно готовы продолжать и активно строят новые экспозиционные планы, которыми обещают в ближайшее время поделиться.
1 из 2 Работа Егора Острова из серии «Внутренняя Италия». Отель Stella di Mosca © пресс-служба Работы Егора Острова из серии «Внутренняя Италия». Отель Stella di Mosca © пресс-служба
«Если искусство вызвало эмоцию, значит, оно работает и не просто так появилось у нас», — рассказывает Анастасия Баранова, управляющий директор петербургского отеля Wynwood, который уже семь лет держит флаг главной арт-гостиницы Петербурга. «Для нас работа с современным артом — такая же составляющая заботы о наших гостях, как чистая постель, вкусный завтрак и гостеприимный персонал, — продолжает Баранова. — Это уже часть ДНК Wynwood». Здесь также проходят регулярные арт-резиденции, а большинство художников, которые уже выставлялись в Wynwood, в особых представлениях не нуждаются: достаточно упомянуть Илью Федотова-Федорова, Мишу Most и Сашу Фролову. В команде отеля имеется полноценный куратор в лице Анны Заведий, а бессменными консультантами проекта остаются Екатерина и Михаил Аркинд, основатели Arkind Art Advisory. Сейчас в партнерстве с московской галереей Seréne в пространствах на канале Грибоедова представлена экспозиция Inside Out выпускницы нью-йоркского Pace University Лидии Руссковой-Хасая (до конца сентября).
«Чтобы познакомиться со всей нашей коллекцией, нужно пожить во всех комнатах. Начать рекомендую с «исторического» № 412, чтобы увидеть гравюру 1808 года с изображением Казанского собора и нашего отеля», — рассказывает Анастасия Баранова. Заселиться в № 414 — из-за фотографий Анны Хорошевой, в № 301 — чтобы увидеть ковер Ромы Peeks. «Кстати, он работал над ним вручную прямо в этой комнате», — поясняет Баранова. — Когда начинаешь перечислять, остановиться невозможно. Хотелось бы когда-нибудь сделать день открытых дверей и показать все, что у нас есть. И мы обязательно сделаем это».
Не оставаясь в долгу, искусство возвращает отельерам дивиденды с продаж довольно быстро. Главное, чтобы выставленные произведения подходили месту и были созвучны сегодняшнему времени. Собственно, как в любой галерее или любом музее.
1 из 3 Неоновая инсталляция Лидии Руссковой-Хасая из серии Inside Out. Отель Wynwood © пресс-служба Отель Wynwood © пресс-служба Отель Wynwood © пресс-служба
6 отелей, куда стоит отправиться в поисках современного искусства
Galleria Vik Milano
Милан, Италия
Называется Galleria не только потому, что занимает один из таунхаусов миланской Галереи Виктора Эммануила II — он и есть галерея. Здесь нет ни одного одинакового номера — каждый оформлен в коллаборации с современным художником. Например, интерьер № 401 создан выпускницей Академии изящных искусств Брера, участницей 54-й Венецианской биеннале россиянкой Еленой Траилиной.
1 из 3 Galleria Vik Milano © пресс-служба Galleria Vik Milano © пресс-служба Galleria Vik Milano © пресс-служба
Cheval Blanc Paris
Париж, Франция
Отель открылся всего три года назад, но приставку «гранд» получил не за возраст, а по праву рождения. Оформлять реконструированный особняк на набережной Лувра было доверено Питеру Марино, а потому искусство здесь подобрано с большим знанием и большой смелостью. Скульптуры Фрэнка Гери, картины Сони Делоне, фотографии Вика Муниса и многое-многое другое.
1 из 3 Cheval Blanc Paris © Alexandre Tabaste Cheval Blanc Paris © Alexandre Tabaste Cheval Blanc Paris © Alexandre Tabaste
Joali Maldives
Мальдивская Республика
Традиционный мальдивский ландшафт на курорте Joali дополнен 13 арт-объектами, созданными художниками со всего мира. Даже в спа можно увидеть керамические скульптуры Земер Пелед, прославившейся своими проектами с мануфактурой Bernardaud. «Современному отелю недостаточно просто быть роскошным, а искусство помогает создавать впечатления и удивлять», — уверен Шифаз Хассан, генеральный менеджер Joali.
1 из 3 Земер Пелед, Maldives Vibes. JOALI Maldives © пресс-служба Орели Оги, JOALI Hammock. JOALI Maldives © пресс-служба Рейналду Сержинью, керамические стулья. JOALI Maldives © пресс-служба
Palazzo Luce
Лечче, Италия
Один из самых необычных отелей столицы Апулии обосновался в бывшей резиденции королевы Неаполя Марии д'Энгиен. Здесь культовые объекты дизайна Джо Понти и Бруно Гамбоне соседствуют с работами Марины Абрамович и Джозефа Кошута. Всего семь люксов, наш фаворит — Rosso Ponti на последнем этаже замка с оригинальной мебелью Понти и искусством Марселя Дюшана.
1 из 3 Palazzo Luce © Helenio Barbetta Palazzo Luce © Enrico Costantini Palazzo Luce © Lea Anouchinsky
Château Royal
Берлин, Германия
Формула этого отеля, расположенного неподалеку от Бранденбургских ворот, легко запоминается: 93 номера и 93 художника. Среди авторов, чьи фотографии, инсталляции и видеоарт наполняют здешние пространства, художники, или родившиеся в Берлине, или те, кто состоялся в этом городе. Единственное исключение владельцы Château Royal сделали для Дэмьена Херста — две его работы тоже имеются в коллекции.
1 из 3 Château Royal © пресс-служба Château Royal © пресс-служба Château Royal © пресс-служба
The Dolder Grand
Цюрих, Швейцария
23 года назад этот отель с более чем 100-летней историей начал новую жизнь, сменив владельцев. Масштабная реновация под руководством Нормана Фостера длилась больше четырех лет, в итоге архитектура особняка заметно посвежела, а в исторических пространствах поселились произведения Аниша Капура, Такаси Мураками, Мела Рамоса и других звезд модерн-арта.
1 из 3 The Dolder Grand © пресс-служба Такаси Мураками, Peaked Cap. The Dolder Grand © пресс-служба Аниш Капур, без названия. The Dolder Grand © пресс-служба