Как не остаться без трусов после «развода». Самые современные схемы телефонного мошенничества
Схемы отъема мошенниками у населения кровно заработанных все чаще включают в себя использование «Госуслуг». А иногда лишь имитируют попытку взлома личного кабинета, но этого хватает, чтобы посеять панику и заставить действовать нужным образом.
Фото: depositphotos.com
В 2023 году мошенникам удалось похитить 15,8 млрд рублей, но спасенных денег намного больше. По информации ЦБ 35 млн мошеннических операций на сумму 5,8 трлн рублей удалось предотвратить благодаря системе эшелонированной защиты. Тем не менее мошенничество процветает, а люди продолжают отдавать деньги, несмотря на регулярные предупреждения банков и правоохранительных органов.
Задача — посеять панику
Все дело в том, что мошенники все меньше используют грубые схемы и все чаще обращаются к психологии. Им теперь мало позвонить пенсионеру и заставить привезти деньги, потому что внук якобы попал в ДТП. Теперь они играют на страхах населения потерять все из-за мошенников.
Коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова в беседе с РИА Новости рассказала о новой схеме, которая набирает обороты и может стать одной из самых распространенных в 2025 году.
Схема предусматривает имитацию взлома «Госуслуг» и последующего набора займов.
Это побуждает жертву атаки запаниковать и переводить деньги на «безопасные» счета, — отметила эксперт.
Порядок действий мошенников следующий. Сначала на телефон жертвы поступает звонок по WhatsApp. У пользователя при этом высвечивается абонент «Социальный фонд». Под предлогом перерасчета пенсии у пользователя выманивают код от МТС ID. Вскоре звонят уже якобы от имени «Госуслуг» с сообщением, что злоумышленники пытаются взломать кабинет. Вместе с тем жертва получает смс-сообщения о том, что в личный кабинет на «Госуслугах» вошли некие микрофинансовые организации.
Следующий шаг — звонок «полиции» или «сотрудника банка», которые предлагают перевести деньги со счетов или вообще передать их «курьеру Центробанка».
Целью всех действий является не получение доступа к личному кабинету человека, а лишь попытка заставить его поверить, что он уже стал жертвой мошенников и ввести в панику.
Как мошенники используют современные технологии
В 2024 году популярным стало мошенничество с использованием искусственного интеллекта. С помощью этих программ теперь легко можно подделать голос, например, руководителя крупной фирмы или госучреждения.
Злоумышленники создают фейковый аккаунт такого лица. Например, можно создать аккаунт от лица главврача больницы и отправить сотрудникам голосовое сообщение с просьбой помочь в неком деле. Для этого сотрудникам предлагают связаться с неким сотрудником правоохранительных органов и предоставляется подставной телефон. После чего сотрудник сам связывается с мошенниками и выдает им конфиденциальную информацию.
Другой популярный способ мошенничества уходящего года связан с банковскими приложениями. Из-за санкций многие приложения были удалены из Google Play и iStore, поэтому под видом сотрудника мобильного оператора может позвонить мошенник и «помочь» с установкой приложения. Стоит ли говорить, что по предлагаемой ссылке клиент скачивает вредоносное ПО, дающее третьим лицам информацию о счетах и паролях?
Наконец, можно отметить рост числа мошенничеств с использованием поддельного QR-кода. При попытке оплатить услугу или товар по QR человек может наткнуться на поддельный код и перевести деньги мошенникам. Поэтому важно не оплачивать ничего по QR-кодам, размещенным в соцсетях, на флаерах и в других неблагонадежных источниках.