Как и зачем в России меняют подход к строительству школ
Названы главные отличия индивидуальных проектов школ от советских типовых Большинство школ в России строится по типовым проектам. Они во многом основаны на нормативах и постулатах советской образовательной системы. Школа №220 в Новосибирске
Как считают опрошенные РБК Новосибирск эксперты, типовые проекты все меньше отвечают современным требованиям. Чем должна отличаться современная школа — в материале.
В России в прошлом году в эксплуатацию было введено 237 школ. Более 95% объектов созданы с использованием унифицированных типовых проектов.
В Новосибирске за последние три года в эксплуатацию сдали семь школ, шесть из них — типовые. И одна — № 220, была построена по индивидуальному проекту и попала в число лучших в России. Учебное заведение проектировалось девелопером «Брусника» и стало первым реализованным в городе проектом современной школы.
Еще два проекта «новых» школ на Евробереге и в Краснообске находятся в стадии проектирования.
Архитектурная концепция школы в микрорайоне "Европейский берег"Архитектурная концепция школы в районе «Пшеница» в КраснообскеВизуализация интерьеров Визуализация интерьеровВизуализация интерьеровВизуализация интерьеровВизуализация интерьеровВизуализация интерьеров
Как из типового получатся уникальное
Типизация проектов в массовом строительстве необходима, констатировал главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин. В первую очередь типовые проекты оптимизируют расходование бюджетных средств. Во-вторых, процесс разработки такого проекта занимает гораздо меньше времени.
«В Новосибирске был период в недавнем прошлом, когда почти 10 лет у нас в городе не было введено практически ни одной школы, а жилое строительство не останавливалось. В итоге сейчас у нас настолько серьезный дефицит социальной инфраструктуры, что нужно максимально быстро постараться наверстать упущенное. Поэтому такую роскошь, как проектирование каждой школы по индивидуальному проекту, город себе позволить не может. Но нельзя отрицать, что в сейчас есть потребность в нестандартных проектах. Самое главное у застройщиков есть желание возводить оригинальные объекты, в том числе и потому, что уникальная школа будет кратно увеличивать спрос на квартиры в районе со стороны потенциальных покупателей», — подчеркнул он.
Главный архитектор города отметил, что в итоге каждая возведенная нестандартная школа потом включаются в реестр типовых проектов и далее может повторно использоваться. При этом, он сделал акцент на том, что в каждом типовом проекте все же есть место для индивидуализации.
Запрос на современную школу
По мнению экспертов, России требуется разнообразие в проектах школ, существующие жесткие рамки становятся преградами для развития. Все больше школ строят девелоперы, которые стремятся сделать здание более функциональным и использовалось эффективнее.
«Запрос на изменение качества образовательной среды продиктован социальными и экономическими изменениями последних 20-30 лет, которые происходят не только в России, но и по всему миру. Однако в российском контексте эти изменения особенно заметны. Если сравнить советскую экономическую и социальную модель с нынешней, становится очевидной их принципиальная разница», — рассказал автор книги-исследования «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ», партнер и арт-директор бюро ATRIUM Сергей Надточий.
Советская система была ориентирована на работу в рамках плановой экономики, где после обучения дети шли по распределению и работали на одном заводе или в одной организации всю жизнь. В таких условиях не требовалось активно развивать навыки самостоятельного планирования или работы в команде. Школы того времени были структурированы в соответствии с этой моделью: типовые проекты зданий, строгая организация учебного процесса и дисциплина, акцент на запоминание информации.
Государственная школа в Москве, вестибюль. ATRIUMГосударственная школа в Москве, библиотека. ATRIUMГосударственная школа в Москве. ATRIUMЧастная школа в Астане. ATRIUM
Эксперт подчеркнул, что сейчас общество изменилось, и с ним изменились требования к образовательной среде. Ключевыми навыками, которые необходимо развивать у детей, стали способность работать как в группе, так и самостоятельно, умение планировать свой учебный и рабочий график, ставить себе задачи и стремиться к постоянному развитию. Эти навыки, столь востребованные в современных корпорациях, где применяются системы agile и высоко ценится инициативность, должны быть заложены в школьной среде.
Отличия современной школы от типовой
Сергей Надточий считает, что важно проектировать рекреационные зоны и коридоры таким образом, чтобы они стимулировали как игровую активность и общение, так и уединение для самостоятельной работы или отдыха от школьной суеты.
Кабинет в школе №220 в Новосибирске(Фото: flickr.com / "Брусника")
Пространства классов должны быть гибкими, чтобы они могли трансформироваться для различных типов учебной деятельности. Это может включать объединение нескольких классов для совместных занятий или разделение на малые группы для индивидуальной работы.
Руководитель мастерской по проектированию социальных объектов «Брусники» Наталья Суворова отметила, что когда речь идет про типовые проекты, то, как правило, подразумевается коридорная система. В таких проектах обычно нет никакой связи между кабинетами из одного блока предметов. Например, химия, физика, биология могут быть раскиданы по разным этажам. Современная же школа наоборот стремится объединять помещения в тематические кластеры.
«Есть этому и техническое объяснение. Когда мы подводим к естественно-научному кластеру воду, вытяжки, электричество, гораздо рациональнее тянуть коммуникации в одно место, — сообщила она. — Кроме того, коридоры являются по большей части бесполезным пространством, так как их единственная функция — транзит потоков, ничего там больше сделать нельзя. От этого мы в наших проектах пытаемся отходить и делать больше рекреаций».
Атриум вместо актового зала
«Еще одним ключевым элементом современных школ является создание главного общественного пространства — например, школьного вестибюля с амфитеатром. Мы видим его как аналог городской площади, где происходят важные общественные события. Дети могут активно участвовать в этих процессах или наблюдать за ними, выбирая свою роль и чувствуя сопричастность ко всей школьной общине, включая учеников, учителей и административный персонал», — сказал Сергей Надточий.
Атриум школы №220 в Новосибирске(Фото: flickr.com / "Брусника")
Наталья Суворова пояснила, что с экономической точки зрения актовые залы строить невыгодно. Помещение съедает огромное количество площади. При этом он максимум используется 20% времени.
«Это одна из причин — почему вместо актовых залов в своих проектах мы делаем атриумы. Это общественный центр школы, его пространство может использоваться гораздо эффективнее, чем актовый зал, — сказала она. — Например, в новосибирской школе № 220 в атриуме проводятся не только массовые мероприятия, учебные занятия, собрания, плюс это открытое пространство, где школьники, могут сидеть отдыхать на переменах, что-то обсуждать группами».
Отказ от «советской столовки» и борьба с буллингом
Типовой проект означает, что под столовую отведен минимально необходимый норматив по площади. «По нашему опыту, когда мы не выходим за рамки этого стандарта у нас получается вайб «советской столовки». Мы же стремимся уйти от этого и увеличиваем площадь, чтобы место, где ученики едят, больше походило на кафе», — сказала Наталья Суворова.
Интерьер столовой(Фото: "Брусника")
Также, по ее словам, в типовых проектах обычно отсутствуют специализированные помещения для вспомогательных сотрудников, инвентаря, который необходим в обслуживании школы. Это значит, что у работников пищеблока, дворников, техничек нет места комфортного пребывания, где есть возможность переодеться, оставить вещи, отдохнуть. Такие помещения нужно создавать, особенно это актуально в условиях повсеместного дефицита кадров, когда работники из множества предложений выбирают не только наиболее выгодное по зарплате, но и комфортное.
«Что касается туалетов, то мы при проектировании стараемся сделать зоны умывальников открытыми, чтобы учителя проходя мимо могли видеть, что там происходит. Это связано с участившимися случаями буллинга», — сказала спикер.
Школа как центр притяжения жителей района
Сергей Надточий считает, что особое внимание следует уделить роли школы в районе и ее влиянию на местное сообщество.
Сегодня типовые проекты школ часто не предусматривают их использование в неурочное время, несмотря на то, что школа представляет собой крупную и дорогостоящую инфраструктуру, занимающую ключевое место в районе. В большинстве случаев школы остаются изолированными от окружающей городской среды и обслуживают лишь небольшую группу лиц, что снижает их потенциал как общественного ресурса.
Визуализация интерьера одной из новых школ. Иллюстрация предоставлена "Брусникой"
«Современные проекты могут изменить эту ситуацию, предлагая использовать школы в неурочное время в качестве общественного центра, спортивного комплекса или центра дополнительного образования, — заметил эксперт. — Создание таких комплексных проектов требует участия опытных архитекторов, способных раскрыть весь потенциал школьных зданий и их территории. Типовые проекты, к сожалению, не могут обеспечить необходимую гибкость и адаптацию к конкретным условиям, что делает индивидуальные проекты более предпочтительными и эффективными».
При этом сейчас реальность такова, что даже родителей учеников не всегда свободно пускают в школы. Это продиктовано требованиями безопасности. Но сейчас нет никакой нормативной базы, которая регулировала бы доступ в школы во внеурочное время, сказала Наталья Суворова.
Эксперт привела пример Московской области, где есть программа «Открытый стадион», которая заключается в обеспечении доступа местных жителей к спортивному ядру школы, но и здесь речь идет про уличный объект, к которому есть отдельные входы. Но опять же доступ в само учебное заведение во внеурочное время закрыт.
«Мы же проектируем с учетом того, что местные жители в будущем смогут использовать школы, так как объекты строятся не на год и не на два, а минимум на 50 лет», — подчеркнула она.
Стандарты превыше всего
Несмотря на то что современные школы имеют много новшеств и отличаются от старых типовых школ, все они должны отвечать стандартам, за рамки которых выходить нельзя. Поэтому у архитекторов нередко возникают трудности, как вместить или сделать что-то новое и при этом остаться в нормативном поле.
Фото: magazine.brusnika.ru
«Нормы по естественному освещению в раздевалках и санузлах достаточно жесткие, при этом в регионах их трактуют по-разному — допускают или категорически не принимают такие помещения без естественного света. Это доставляет нам сложности, так как в школах подавляющее большинство помещений (порядка 70% от всей площади) нуждаются в естественном освещении, — привела пример Наталья Суворова. — Еще один больной момент — библиотека. С точки зрения нормативов — это огромное помещение. Мы обычно эту площадь пытаемся распределять по этажам и сделать сложные классные пространства в несколько уровней, наделять библиотеку функцией медиацентра, местом для проведения лекториев, потому что классические библиотеки в современное время используются не так активно, как это было раньше».
Фото: magazine.brusnika.ru
Также по нормам 50% территории за исключением застройки и спорта должно быть озеленено. Это достаточно большой процент, который выполнить не так просто. Обычно со всеми площадями, дорожками и другими элементами площадь озеленения может недотягивать до указанного процента. В итоге приходится это наверстывать, например, делать георешетки с газоном на пожарных проездах.
Что дешевле: типовая или современная школы
Традиционно принято считать, что типовой проект дешевле. Однако это не всегда может быть так, считает Наталья Суворова.
Во-первых, если школа строится девелопером, а не государством, то застройщик лучше считает потраченные деньги, в том числе и с точки зрения уменьшения площади школы до необходимого минимума. Например, можно уменьшить количество кабинетов за счет функционирования дополнительных помещений, где также проводятся уроки: мастерские, класс хореографии, спортзалы и т.д. Также помогает экономить площадь атриум, который обычно занимает меньше «квадратов», чем актовый зал, но он используется гораздо активнее. Еще один способ — минимизация коридоров.
Школа №220 в Новосибирске(Фото: flickr.com / "Брусника")
«Есть, конечно, и не совсем удачные примеры. У нас была идея отказаться от полноценного подвала в пользу технического подполья, где мы прокладываем сети. Но тогда при авариях невозможно быстро добраться до коммуникаций. А в некоторых случаях необходимо взрывать пол первого этажа. Поэтому от этого опыта было решено отказаться. Подвалы мы сохранили, но не под всем пятном застройки, а только там, где проходят коммуникации», — поделилась опытом эксперт.
По словам спикера, за счет экономии на площади «Брусника» вкладывает больше средств в отделку и оборудование классов. В итоге деньги тратятся те же, но гораздо эффективнее, так как важно использовать износостойкие и качественные материалы, применять звукоизоляцию, устанавливать теплые окна с повышенным сроком службы, оснащать классы современным оборудованием. Это все делает процесс обучения интереснее. «Например, в школе в Новосибирске установлена европейская мебель, которая сильно дороже обычно типовой», — привела пример она.
Опыт современной школы в Новосибирске
Строительство школы № 220 велось в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Средства выделяли из областного и федерального бюджетов, часть работ финансировала «Брусника». Здание обошлось в 1,2 млрд руб.
В сентябре 2020 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин назвал новосибирскую школу образцовой в масштабах страны и дал поручение единому заказчику в сфере строительства взять ее за образец и применять опыт строительства на «Евробереге» по всей стране.
Расположение школы на пересечение главных улиц микрорайона(Фото: magazine.brusnika.ru)
Отказ от привычной для советского градостроения Н- или П-образного плана школы позволил авторам проекта предложить новую компактную форму здания и создать гибкое внутреннее пространство. Работа с геометрией здания дала возможность оптимизировать его площадь в пересчете на одного ученика и за счет этого вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов.
Центр здания образуют общественные пространства — универсальный и спортивный залы, перекрытые большими зенитными световыми фонарями в потолке. За счет этого они и прилегающие к ним коридоры получают максимум дневного света. Специализированные классы разделены на четыре кластера — медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Внутри кластера помещения кросс-функциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов.
Фото: magazine.brusnika.ru
Председатель ТОС «Европейский берег», член родительского комитета совета школы № 220 Максим Егоров рассказал, что школа на Евробереге — это уникальный объект, не только для Новосибирска, а для России. «Несколько спортивных и музыкальный залов, различные студии, гончарная мастерская — дети могут заниматься всем, чем захотят, поэтому время там бежит быстро, чего, на мой взгляд, нельзя сказать про советские типовые школы», — считает он. — Но стены школы, какими бы они отличными не были, не могут сами учить детей. Сейчас идет становление всего образовательного процесса. Первый год, по моему мнению, прошел очень успешно благодаря слаженной работе директора и всего педагогического состава, которые смогли максимально эффективно использовать все ресурсы современной школы для обучения детей. О позитивных результатах, в частности говорят достаточно хорошие показатели по ЕГЭ».
По мнению эксперта по недвижимости Григория Якобсона, любая «социалка»: школы, садики, поликлиники–всегда ценились людьми при покупке квартир. «Понятно, что какой-то особенный объект увеличивает спрос сильнее. Есть и покупатели, которые приобретают себе квартиру, чтобы не жить, а прописаться там, и попасть в конкретную школу. Таких клиентов немного, просто потому, что не все себе это могут позволить», — заключил эксперт.