Как готовить в вузе универсальных специалистов. Интервью с Александром Абузовым
Дина Непомнящая (Хабаровск)Как обстоят дела с подготовкой технарей и почему этой сфере необходима поддержка государства? На вопросы «РГ» отвечает директор Политехнического института Тихоокеанского государственного университета Александр Абузов.В тренде — научные разработки. Нужны новые формы обучения, специальности, кадры. / Александр Корольков/РГ
Александр Викторович, много говорят о необходимости развивать инженерное образование. Почему именно сейчас?
Александр Абузов: В последние два десятилетия инженерия переживала нелегкий период. Сокращалось количество часов занятий в вузах, число дисциплин. Дальневосточный федеральный округ этот удар ощутил, как никто другой. В западных регионах выше и плотность населения, и число предприятий, которые, с одной стороны, могли оказывать поддержку вузам, а с другой, трудоустроить выпускников. Молодежь стала уезжать, а за ней — и лучшие преподаватели вузов.
Сегодня государство обладает серьезными бюджетными возможностями, которые готово направить в развитие инженерного образования. Но проблема в том, что эти средства некому осваивать. Мы потеряли профессионалов, способных составить базу. Нужно время, чтобы молодые кадры набрались опыта и сделали рывок.
Сколько ждать? Или уже есть положительные сдвиги?
Александр Абузов: Внимание руководства страны ощущается по определенным программам: «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и другим. Появляется много перспективных ребят. Важно, чтобы им оказывалась всесторонняя поддержка, потому что это такие «локомотивы», которые потом будут тянуть за собой всех.
В тренде — научные разработки. Нужны новые формы обучения, специальности, кадры. У нас в университете после реорганизации как раз для этих целей был создан Политехнический институт. В Политехе пять высших школ — промышленной инженерии, кибернетики и цифровых технологий, управления природными ресурсами, транспортных систем и технологий, физико-математических наук. Плюс кафедра компьютерной безопасности.
И независимо от того, в какой области обучаются наши студенты, у них есть сквозные дисциплины — ИТ, промышленный дизайн, материаловедение… Но с привязкой к конкретной отрасли. Например, если мы преподаем физику химикам и экологам, то помимо общей науки они будут изучать физику газа. Если говорим о машиностроении, нужна физика твердого тела.
Кстати, мы заключили предварительное соглашение с Шэньянским аэрокосмическим университетом — это флагман всего Китая в области авиации и космоса. Также возобновили прерванные когда-то отношения с Харбинским политехническим университетом. Они специалисты в области материаловедения. Такое взаимодействие выведет округ на новый виток развития.
Как теория соседствует с практикой в высшей школе?
Александр Абузов: У нас создана сеть студенческих конструкторских бюро при лабораториях. Первокурсники приходят туда и за первые полгода могут пройти через всю сеть секторов: по радиотехнике, беспилотникам, промдизайну, физике…
Пока они проходят весь этот круг, так называемый фильтр, смотрят, что мы можем им предложить, а мы видим, на что они способны. Уже после этого студентам предлагается попробовать решить конкретную задачу, которую мы ставим. Они могут это делать индивидуально или в команде.
Перспективным студентам нужна всесторонняя поддержка. Это «локомотивы», которые будут тянуть всех вперед
А в такие бюро могут обращаться предприятия со своими запросами?
Александр Абузов: В идеале так и задумано. Но не сразу, конечно, а после того, как ребята пройдут определенный «курс молодого бойца». Отрабатываем эту схему. А запросы от предприятий уже есть. Например, грандиозный проект по созданию универсальных транспортно-грузовых механизмов на дистанционном управлении. Эту разработку можно применять в ресурсодобывающей отрасли, в сфере строительства, в работе МЧС…
Механизмы предназначены для оперативной переброски грузов в труднодоступной местности, чтобы не рисковать человеческими жизнями. Сейчас находимся уже на этапе создания экспериментальных моделей.
Еще один важный прикладной проект, который, как мы считаем, станет флагманом для Хабаровского края, — производство биоудобрения. В чем его смысл? У нас очень много древесных отходов. В регионе в процессе лесопереработки ежегодно образуется от 1,5 до 2,5 миллиона тонн древесных опилок. Это примерно 30 тысяч железнодорожных вагонов.
Есть способы их переработки с помощью микроорганизмов в так называемый биогумус, который позволяет обогатить наши почвы и увеличить урожайность. Плюс это экспортно ориентированный товар, к нему проявляет интерес тот же Китай. У нас есть образцы, спектр микроорганизмов, способных перерабатывать опилки. Осталось только вывести все на уровень масштабирования для дальнейшего производства.
Подобных разработок немало, мы постепенно воплощаем их в жизнь. И крайне важно наращивать темпы этой работы.
Российская газета — Федеральный выпуск: №53(9295)
Источник