RuPulse - это новостной портал

Использование золошлаков в дорогах по госзаказу сделают обязательным

11

Использование доли золошлаков в строительстве и реконструкции автодорог по госзаказу планируют сделать обязательным, норматив будет действовать, если рядом есть источник вторсырья и использование ЗШМ выгодно экономическиИспользование золошлаков в дорогах по госзаказу сделают обязательным0 Фото: sibgenco.online

Использование золошлаков в проектах дорожного строительства, которые реализуются в рамках госзакупок, планируют сделать обязательным, заявил в рамках Российской энергетической недели директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов.

Соответствующие нормативные акты могут принять уже в ближайшие месяцы. «В этом году постараемся выпустить историю с приоритетным использованием золошлаков при госзакупках», — сказал Максимов. Он отметил, что опыт использования в России накоплен и власти в этом вопросе пойдут не через запреты, а через стимулирование.

Использование золошлаков в дорогах по госзаказу сделают обязательным1Андрей Максимов, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ(Фото: Александр Терлецкая / roscongress.org)

«Тот необходимый локомотив, который будет — это как раз госзакупки, он позволит сломать психологический барьер, ту инерцию, которая накоплена в строительной отрасли, подвинуть. И как только будет более широкое применение, рынок сам все сделает». Максимов добавил, что в Минэнерго были разработали методологические рекомендации по заключению контрактов и формированию цены, и эти документы компании применяют.

Первый зампред Совета Федерации Андрей Яцкин отметил, что несмотря на принятое августовское распоряжение правительства об обязательной доле вовлечения золошлаков на текущий момент это указание не подкреплено «ответственностью за неприменение этой доли» и в Совфеде уже обеспокоены этим вопросом. Яцкин сообщил, что этот вопрос обсуждали в том числе и с руководителем Счетной палаты.

Использование золошлаков в дорогах по госзаказу сделают обязательным2Андрей Яцкин, первый заместитель председателя Совета Федерации(Фото: Александр Терлецкая / roscongress.org)

«Я сам родом из Красноярска и понимаю, что такое подростковое детство на этих лунных пейзажах из угольных ТЭЦ, — рассказал сенатор. — Мы мальчишками там в войнушку играли. Есть накопленный эффект за эти десятилетия, нам необходимо приложить очень много усилий, чтобы решить эту задачу».

Золошлаки — минеральная несгорающая часть угля. Их используют для рекультивации территорий, вертикальной планировки земель (золошлаковые материалы) и в качестве наполнителя в производстве сухих смесей, бетона, гидроизоляционных материалов (зола-унос). К 2035 году в стране доля утилизации золошлаков должна вырасти с 12% до 50% от объема образования. Согласно плану, который приняло федеральное правительство, экономический эффект составит 113,7 млрд руб., а также позволит сохранить в обороте около 3 тыс. га земель, сберечь природные ресурсы и сократить выбросы парниковых газов. Особое значение стратегия имеет для регионов Сибири, где сосредоточены 45% российских угольных ТЭС.

Андрей Яцкин добавил, что в Совфеде понимают, какой механизм мог бы быть использован для реальной работы этого решения. «Может быть, это внесение изменений в КОАП, или еще что-то, — всегда на Руси требуется подкрепить, придумать состав, а потом санкции и только тогда человек начинает думать и заботиться», — сказал он.

Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-р утверждены перечни видов продукции, выполнение и оказание которых осуществляются с обязательным использованием определенной доли вторичных ресурсов в составе. С использованием ЗШМ в список включены общестроительные цементы (за исключением марки ЦЕМ 0 и марки ЦЕМ I) и известково-шлаковый, известково-зольный кирпич (с использованием вторсырья). При этом для цементов есть условие по доступности вторсырья в радиусе 100 км.

Если говорить о работах, в список включено дорожное строительство и реконструкция автодорог с применением щебня и песка, полученных из шлаков, и (или) комплексных минеральных вяжущих, произведенных с использованием золы-уноса, и (или) золошлаковой смеси. Здесь также есть несколько условий: возможность применения вторсырья допускается документами по стандартизации; цена вторсырья не превышает цену материала, на замену которого предусмотрено его применение; источник вторсырья удален не более чем на 30 км от участка строящейся автодороги.

В пресс-службе Сибирской генерирующей компании РБК Новосибирск пояснили, что доля использования утверждена в размере 5% при строительстве дорог и 6% при изготовлении цементов. Распоряжение вступает в силу с 1 января следующего года, а в настоящее время рассматривается вопрос о введении ответственности за нарушение указанного Распоряжения.

Яцкин заявил, что есть намерения мотивировать региональные команды и органы власти. Переговоры велись в регионах Сибири, глава ДНР Денис Пушилин также готов продвигать проекты с вовлечением золошлаков в оборот. «Сейчас мы проводим консультации, экспертизы и понимаем, что уже на входе в Главгосэкспертизу такая работа должна быть поставлена», — добавил Яцкин, пояснив, что ведется работа с проектантами, с проектно-сметной документацией, которая и должна закладывать пропорции, которые потом будут контролировать.

Ситуация в Новосибирской области

По данным СГК, по итогам 2023 года в хозяйственный оборот было вовлечено 2,8 млн тонн золошлаков (25% от общего объема золошлаков, образующихся на ТЭЦ и ГРЭС компании). Основной объем (около 2 млн тонн) вывозится для рекультивации и отсыпки территорий.

Власти Новосибирской области утвердили перечень мероприятий по реализации комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов, что соответствует энергетической стратегии России. Об этом РБК Новосибирск сообщили в пресс-службе Минприроды региона. В план по повышению объема утилизации золошлаков входят мероприятия, которые предусматривают использование сырья для рекультивации недействующей секции золоотвала Новосибирской ТЭЦ-2 (исполнитель — СГК).

Также в планах властей — реализация пилотного проекта применения золошлаковых материалов при строительстве и реконструкции участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» — на участке Новосибирск-Линево» (исполнители — СГК, Минтранспорта региона и «Сибуправтодор»). На сегодняшний день, источники финансирования не определены, добавили в министерстве.

В СГК рассказали, что в планах компании довести долю использования золошлаков до 50% от объема образования на генерирующих предприятиях уже в ближайшие несколько лет. В этом году компания протестировала использование золы-уноса для выравнивания грунтов и стабилизации переувлажненного грунта. Один из проектов реализован на площадке строительства в районе Новосибирского оловокомбината.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 + 2 =