Госдума одобрила запрет брать в школы не знающих русский язык мигрантов
Сюжет Ограничения для мигрантов Сюжет Новые законы в России Госдума поддержала законопроект, вводящий обязательное тестирование знания русского языка для детей мигрантов перед поступлением в школу. Эксперты говорят о рисках для социализации тех детей, которые не смогут сдать тест
Государственная дума в первом чтении единогласно одобрила законопроект, который предусматривает обязательное тестирование знание русского языка у детей мигрантов при приеме в школы, передает корреспондент РБК.
В случае окончательного одобрения законопроекта, изменится статья 78 закона «Об образовании». Согласно проекту, дети, которые не смогут успешно пройти тестирование, не будут допущены к учебе. В документе не описан порядок проведения такого тестирования — его должно будет установить Министерство просвещения.
Также в школы не примут тех, кто незаконно находится на территории России — при приеме необходимо будем предоставить документ, подтверждающий легальность пребывания.
Законопроект п"озволит обеспечить защиту прав граждан России на образование, а также гарантирует его доступность и качество", — заявила вице-спикер Думы и автор законопроекта Ирина Яровая. Она отметила, что если ребенок не сможет пройти тестирование, то родители могут обратиться в школу с заявлением о приеме позже, когда ребенок улучшит знание языка. Количество таких попыток неограниченно. Яровая уверена, что поправки полностью согласуются с международными соглашениями, так как образование остается доступным и бесплатным.
В ответ на вопрос, планируется ли организовать классы для дополнительного изучения языка, Яровая заявила, что этот вопрос находится зоне ответственности регионов. «Школа занимается обучением, а не подготовкой к школе. Это полномочия региона, как они будут обеспечивать работу по адаптации и интеграции», — указала Яровая.
Глава комитета Годумы по просвещению Ирина Белых сообщила, что за неделю в комитет поступили 84 письма из регионов с поддержкой законопроекта без замечаний. «Это к тому, как относятся регионы. Для них это жизненно-важный проект. Наши учителя нуждаются в наше с вами поддержке», — сказала Белых.
«Речь идет о том, чтобы не допустить в один класс для получения образования тех, кто не знает русский язык, потому что присутствие детей, не знающих русский язык, не дает нормально осваивать программы нашим российским детям. Мы должны думать о наших российских детях. Готовы учиться? Пожалуйста, сдавайте тест, учитесь», — заявил РБК один из авторов законопроекта, глава комитета по социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Депутат отмечает, что ответственность за готовность детей к обучению на русском языке лежит на их родителях. По его мнению, если дети не пройдут тестирование на знание языка, то дальнейшее обучение русскому должно проходить не бесплатно, а за счет мигрантов.
Нилов напомнил, что депутаты от фракции ЛДПР уже внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается сделать все школьное и профессиональное образование в России платным для мигрантов.
«Благотворительности быть не должно. Почему я, вы, читатели должны оплачивать обучение иностранных граждан? Пусть работодатель платит, пусть посольство платит, пусть страна платит, пусть сами платят», — считает Нилов. При этом, по мнению депутата, деньги, заплаченные за такое обучение надо направлять в поддержку учителей, для увеличения им заработной платы.
Депутаты панируют рассмотреть законопроект 11 декабря сразу во втором и третьм чтениях в приоритетном порядке. После принятия он должен вступить в силу с 1 апреля 2025 года.
Точное число детей мигрантов, обучающихся в российских школах, авторы законопроекта не указали. В 2021 году их численность властями оценивалась в 140 тыс. Согласно социологическому исследованию Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2023 году учащихся было около 181 500 человек.
В октябре по инициативе Министерства просвещения в школах провели тестирование иностранных детей на знание русского языка. По данным мониторинга, на начало учебного года языковую диагностику прошли 154,8 тыс. детей иностранных граждан — 74,4% от общего числа детей-мигрантов, которые учатся в российских образовательных организациях всех уровней, что позволяет сделать вывод, что всего таких иностранных учеников в стране 208 тыс. человек.
По результатам диагностики, более 58% детей-мигрантов прошли ее успешно, у 23% учеников выявили трудности в обучении, а почти 18% знают язык плохо или не знают совсем.
«Если массово смотреть, то в российские школы поступает не так много не владеющих языком детей. Те, кого берут в школу с плохим знанием языка, обычно осваивают базовые знания довольно быстро, где-то за полгода, а через два года у такого ученика может уже не быть акцента», — сказала РБК куратор проекта «Перелетные дети» Анна Орлова. По общему правилу: чем меньше ребенок, тем быстрее он осваивает язык, а чем старше — тем сложнее адаптируется, продолжает она. Если в результате тестирования без обучения в школе останутся подростки, это может привести такого подростка на улицу, в преступную среду, предупреждает она.
К тому же, отмечает Орлова, до сих пор непонятно, каким образом будет организовано обучение детей, которые не дотягивают до нужного уровня владения языком.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщал, что ведомство сейчас прорабатывает вопрос создания центров по изучению русского языка для детей из других стран, которые в этом нуждаются, на базе педагогических вузов.
Введение дополнительных условий для детей перед поступлением в школу не согласуется с законом «Об образовании» (ч.2 ст.78), согласно которой иностранцы и лица без гражданства обладают равными с россиянами правами на общедоступное бесплатное образование. Россия, как член Содружества независимых государств, так же входит в число подписантов Соглашения в области образования 1992 года, в котором говорится, что гражданин одной страны—участницы договора, живущий на территории другой, имеет равные с ее гражданами права на образование. Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в интервью РБК признавал, что дети и подростки, недопущенные к учебе в школе, могут оказаться не социализированны. «Можем получить проблему <…> Но это не означает, что надо стоять на месте. Надо как можно быстрее организовывать эти учебные центры», — заявил он.
Недопуск детей с плохим уровнем знания языка в школы — это прямая дискриминация, считает координатор проекта «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) Софья Исмаилова. По ее мнению, принятие законопроекта не решит саму проблему низкого уровня знания русского языка. Исмаилова отметила, что до сих пор в России не существует какой-либо государственной программы по адаптации и изучению русского языка для детей иностранных граждан. Единственная возможность учить русский, если в семье на нем не говорят, — платно у репетиторов.
Если бы дети иностранцев посещали детские сады, изучение русского начиналось бы гораздо раньше и дети были бы уже подготовлены к школе, считает Исмаилова. По ее мнению, наряду с запретом принимать в школу детей, плохо владеющих языком, стоило бы также предусмотреть создание адаптационных классов: в них дети иностранцев могли бы изучать русский язык как иностранный и проходить основные предметы школьной программы, а уже потом — вливаться в общий класс.