Гаджеты и дети: цифровое неравенство поколений и как с этим жить
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Расти со cтилем Как сделать отношения детей и гаджетов гармоничнее, рассказывает Ольга Пивень, директор конференции ЦИПР, форума БИОТЕХМЕД и ESG-форума «СО.ЗНАНИЕ», спикер лектория «Дети в деле»
Большая часть вызовов, которые стоят перед современными родителями, — это формирование у детей ответственного потребления в мире практически безграничных возможностей. Наибольшее число споров вызывает увлечение гаджетами и активное взаимодействие с диджитал-средой. Как обратная сторона технологий влияет на развитие детей и какие существуют пути решения этой проблемы?
Cемья, родительство, глобальные вопросы
Тема влияния гаджетов на детей стала актуальна с того момента, когда цифровые технологии плотно вошли в повседневную реальность. При решении задачи взаимодействия детей и цифровой среды встает главный вопрос — как помочь ребенку безопасно ориентироваться в мире гиперпотребления: что разрешать, что запрещать, как найти общий язык? Поколение детей, которым еще нет десяти лет, родилось в технологичном мире, оно живет в беспрецедентном цифровом изобилии и не представляет себя без гаджетов. Это их ручка с тетрадкой, сказка на ночь, как для нас в свое время.
Личный опыт работающей женщины в семье, где трое детей, помог мне прийти к следующей формуле: вовлеченное родительство не равно тотальной опеке. Ключевым здесь становится особое умение встраивать детей в свою жизнь и привычные паттерны потребления. Сегодня вполне можно говорить о концепции, которая ставит нас перед пониманием: нет никакого work-life balance. В современном мире невозможно разделить понятия work и life. Баланс в том, что работа, увлечения, семья — в совокупности и есть образ жизни. Воспитание детей — большая часть этого комплекса.
Конфликт поколений
Существует интересная теория о поколениях digital immigrants (цифровые иммигранты) и digital natives (цифровые аборигены). Первые — это родители, вторые — аборигены, дети, которые родились со смартфоном в руках. Кто эти digital natives? Действительно ли они обладают новой природой и врожденной медиаграмотностью? Теория спорная. Не все дети и подростки легко осваивают гаджеты, а люди более старших поколений вполне уверенно справляются с различными девайсами. К тому же, мы сами сделали поколение digital natives таким — вскоре после рождения дали ребенку смартфон или планшет. Согласно исследованию «Лаборатории Касперского», 92% родителей используют гаджеты в поездке, чтобы занять своего ребенка. Мы сами отпускаем детей в мир цифровых устройств и бесконечного контента и парадоксальным образом продолжаем выстраивать отношения в устаревшей парадигме родительского гиперконтроля.
Дети и подростки разбираются в гаджетах лучше своих родителей, но у них нет жизненного опыта, они более доверчивы и открыты. Поэтому важно понимать, как они проводят время в Сети и в чем отличие их поведения от поведения взрослых. Для этого нужно повышать уровень цифровой грамотности родителей, дозировать собственное время, проведенное в смартфонах и других устройствах. На личном примере показывать, что гаджеты и интернет — это инструменты для обучения и саморазвития. Осознанный подход к потреблению продуктов цифровой среды предполагает наличие временных рамок, которые будут ограничивать негативное воздействие на ребенка и формировать ответственное отношение к использованию гаджетов. Важно помнить о возрастных ограничениях контента для детей и подростков. Это поможет оградить от нежелательной и вредной для психологического здоровья информации. Для таких целей существуют современные и безопасные KidTech-продукты — подписки на образовательные сервисы, приложения для подготовки к школе.
Если поколение digital immigrants способно на время расстаться с цифровым продолжением себя, то люди, рожденные после 2010 года, просто не представляют жизни без технологий, сенсорных экранов и голосовых помощников. Каждый раз, когда родители ставят в укор цифровую зависимость, стоит задуматься, что поколение «иммигрантов» предложило своим детям взамен.
Увлечение гаджетами — за и против
Интересные цифры предоставила компания Mediascope в рамках исследования для проекта Kids&Teens. Предметом изучения стали жизненные цели и специфика медиапотребления российских детей и подростков 4–17 лет.
Mediascope показывает, что 35% детей 4–5 лет имеют собственные смартфоны, у подростков 14–17 лет этот показатель доходит до 92%. Личный ноутбук есть у 22% детей и подростков, планшет — у 34%. Интернетом пользуются 87% детей 4–5 лет, 53% из них — ежедневно. Согласно исследованию, в мае среди подростков 12–17 лет среднесуточная продолжительность пользования интернетом в городах с населением более 100 тыс. человек составила 380 минут, 359 минут из них — в смартфоне.
Можно бесконечно долго спорить о пользе и вреде гаджетов. Сторонники говорят о развитии нового типа мышления, soft skills, мультизадачности, киберсоциализации. Кроме того, диджитализация образования расширяет возможности доступа к более качественному контенту, использования технологий ИИ.
Критики считают, что использование гаджетов нередко наносит ущерб двигательной активности, способствует десоциализации, появлению когнитивных нарушений. Действительно, для детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезмерное увлечение смартфонами и планшетами негативно сказывается на координации действий руками и развитии мелкой моторики. Длительное рассматривание мелких объектов на экране может привести к близорукости. Поэтому для сохранения здоровья и безопасности ребенка важно выработать принцип разумного использования гаджетов. Ограничить время игр и работы, предлагать альтернативу — активные виды спорта и отдыха, прогулки, книги. Детям дошкольного возраста — упражнения для рук, переключение внимания на другие занятия.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что традиционные подходы не отвечают на значительную часть вызовов времени. Большинство родителей находятся в постоянном внешнем и внутреннем диалоге о воспитании детей. Как жить в мире гаджетов, соцсетей и новых культурных стереотипов, как обеспечить безопасную среду в Сети — вопросов много. Самые сложные — как не заблудиться в глобальном пространстве гиперпотребления и научить детей цифровой гигиене в общем и финансовой грамотности в частности.
Дети и деньги: как их подружить. Учимся на примерах из практики
Финансы и цифровая гигиена
Влияние цифровых технологий на общество и межличностные взаимоотношения — тема обсуждения многих мероприятий. Ее, в частности, мы затрагивали на серии панельных дискуссий «Обратная сторона технологий» в рамках ежегодной конференции ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»).
Поколение, выросшее в эпоху смартфонов, повсеместно доступного интернета и неограниченных источников информации нельзя оставлять вне зоны финансовой грамотности. Цифровая революция отменила каноны и стереотипы прошлого в том, как дети относятся к деньгам. В XXI веке вполне уместно ставить вопрос: находятся ли технологии под контролем или уже контролируют нас, тем более наших детей. Поэтому важно сформулировать для детей понятные критерии цифровой гигиены и безопасности, в том числе финансовой.
Существует большой выбор инструментов для контроля покупок в интернете — все средства для этого встроены в современные операционные системы. Функционал этих инструментов устроен так, что ребенку требуется разрешение на покупку в Сети в каждом случае. Для этих целей можно завести отдельную дебетовую карту и пополнять ее на нужную сумму. На собственном примере необходимо показать принцип разумного и внимательного отношения к использованию гаджетов и денежным тратам онлайн:
- отслеживать, какие приложения получают доступ и к каким именно инструментам устройства;
- с осторожностью открывать электронные письма с неизвестных адресов;
- аккуратно относиться к использованию публичных сетей Wi-Fi при обращении к своему мобильному банку;
- не скачивать «поломанное» программное обеспечение с неизвестных сайтов;
- не принимать запросы на дружбу от незнакомых людей в соцсетях — как минимум, это может закончиться спамом рекламных предложений.
Современные финансовые продукты и способности детей легко осваивать онлайн-сервисы способствуют формированию грамотного цифрового поведения у ребенка. Развить навыки финансовой грамотности можно с помощью метода четырех конвертов, в которых средства распределены по целям: траты, накопления, инвестиции, благотворительность. Благодаря такому распределению ребенок учится копить деньги, инвестировать, разумно тратить и отдавать, например, на какое-то доброе дело или помощь. Участие в благотворительности также помогает вырабатывать принципы осознанного финансового мышления.
Главное — готовность семьи использовать возможности цифровизации и коммуникационных технологий. Трансформация своего внутреннего контрол-фрика и повышение уровня цифровой осведомленности — условия, которые помогут общаться на одном языке с подрастающим поколением.
Как помочь ребенку в мире гиперпотребления
В современных условиях невозможно полностью изолировать ребенка от информационного шума и объемов контента. Правила, которые позволяют удерживать разумный баланс, устанавливаются индивидуально. В нашей семье существует несколько ключевых принципов, которые помогают сформировать у детей систему разумного потребления и привить основы экономической грамотности.
- Совместное принятие важных решений. Формат семейного совета создает пространство для обсуждения и выработки оптимальной позиции по принципиальным вопросам, касающимся детей. Даже если речь о покупке нового смартфона.
- Выстраивание ассоциативного мышления в части потребления дает осознание реальной стоимости вещей и покупательной способности денег. Формирование понятий цены и ценности помогает ребенку выявить истинную потребность в товаре или услуге.
- Помощь детям в планировании личного бюджета. Постановка финансовых целей, определение путей их решения, оптимизация расходов.
- Личный пример и мотивация. Один из самых действенных методов в общении с детьми — объяснить и показать пример. Запреты работают только в крайнем случае. Поэтому в семье, в которой родители дозированно пользуются гаджетами, формируется аналогичное отношение к цифровым девайсам у детей.