Эль-Гуна-2024: королевство девочек
Кадр из фильма «Призрачная тропа» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
В египетской Эль-Гуне завершился 7-й международный кинофестиваль. Золотой «Звезды Эль-Гуны» удостоен политический триллер «Призрачная тропа» Джонатана Милле
Фильм «Призрачная тропа» (Ghost Trail / Les fantômes) Джонатана Милле, основанный на реальных событиях, впервые был показан в каннской «Неделе критики». Главный герой — сирийский беженец Хамид, чудом выживший после пыток в тюрьме и ставший членом подпольной организации, выслеживающей в странах Европы бежавших туда сирийских же палачей. Потерявшему семью и превратившемуся в усталого призрака Хамиду удается напасть на след одного из своих мучителей — он узнает его по запаху и голосу, поскольку тот во время пыток надевал своим жертвам мешки на голову. Но смаковать праведный гнев и страшную месть фильм отказывается: Хамид выступает за справедливый судебный процесс, который никого не воскресит и не сделает счастливее, но по крайней мере прервет бесконечную цепь насилия. Исполнивший главную роль Адам Бесса был справедливо назван жюри лучшим актером.
Кадр из фильма «Призрачная тропа» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКОстальные призы жюри, в которое среди прочих входили немецкая актриса Сибель Кикелли («Головой о стену», «Игра престолов») и бывший программный директор каннского «Двухнедельника режиссеров» Шарль Тессон, распределили следующим образом.
«Звезды» Эль-Гуны за лучшую женскую роль была удостоена актриса Лаура Вайсмар, снявшаяся в испанской психодраме «Радуйся, Мария» (Salve Maria) Мар Колл — парадоксальном апдейте истории девы Марии, обернувшейся здесь молодой писательницей, переживающей тяжелое послеродовое психическое расстройство. Помешательство, впрочем, рассеивается, стоит ей развестись с мужем и сбагрить ему новорожденного сына.
Кадр из фильма «Радуйся, Мария»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Серебряная «Звезда» Эль-Гуны неожиданно досталась фильму «Королевство» (Le royaume/ The Kingdom) Жюльена Колонна — не слишком оригинальному, но запоминающемуся благодаря экзотической фактуре повествованию о взрослении дочери предводителя мафиозного клана на Корсике. Как и «Призрачная тропа», «Королевство» размышляет на тему необходимости вырваться из порочного круга насилия, но делает это весьма неуклюже.
Кадр из фильма «Королевство»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Дебют индианки Шучи Талати «Девочки будут девочками» (Girls Will Be Girls) добился в Эль-Гуне бронзовой «Звезды». В центре произведения, которое ни при каких обстоятельствах не могло бы быть снято мужчиной, — сексуальное пробуждение 16-летней девушки, предъявленное на экране со всей подобающей скромностью, но тем не менее внятно и без всякого ханжества, легко и свободно.
Кадр из фильма «Девочки будут девочками»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Звание лучшего арабского фильма в этом году поделили палестинская картина «Спасибо, что пользуетесь нашими банковскими услугами!» (Thank You for Banking With Us!) Лайлы Аббас и фильм из Туниса «Кому я принадлежу» (Who Do I Belong To) Мерьям Джообер — обе, как видим, поставлены женщинами.
1 из 2 Кадр из фильма «Спасибо, что пользуетесь нашими банковскими услугами!» © August Films Кадр из фильма «Кому я принадлежу» © Eye Eye Pictures
Все призы в Эль-Гуне сопровождаются солидным денежным вознаграждением: конкурсный призовой фонд — $225 тыс. Добавим к этому сумму $400 тыс., которую распределили между 21 участником питчинга, проходящего на платформе CineGouna, и станет окончательно ясно, почему кинофестиваль в Эль-Гуне за короткое время сумел стать плацдармом для ежегодных рандеву кинопрофессионалов из многих стран мира, озабоченных пропагандой и развитием кино бурно развивающегося Арабского региона.
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»