Дума отклонила проект об отмене обязательной сдачи ЕГЭ
Депутаты ЛДПР предложили дать школьникам выбор: сдавать ЕГЭ или обычный экзамен. Профильный комитет заключил, что результаты разных форматов экзаменов не получится сопоставить, что создаст для выпускников неравные условия
Госдума на пленарном заседании во втором чтении отклонила законопроект депутатов ЛДПР об отмене обязательного порядка сдачи ЕГЭ и права выпускников на прохождение традиционных экзаменов. Карточка законопроекта № 571701-8 опубликована в думской базе.
Отклонить инициативу предложил перед этим рекомендовал профильный комитет по образованию. Его члены отметили, что ЕГЭ ориентирован на раскрытие потенциала выпускника, а также стремится «дать ему возможность продемонстрировать не только знания, но и умения анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию, представленную в различных формах, развернуто излагать свои мысли».
«Установление различных форм проведения [ЕГЭ] приведет к несопоставимости процедур и результатов экзаменов, сданных в разных формах, создаст неравные условия для обучающихся при поступлении в высшие учебные заведения, не сможет обеспечить единство и объективность подходов к оценке результатов освоения образовательной программы», — сказано в документе.
Комитет привел в качестве аргумента результаты майского опроса ВЦИОМ, согласно которым доля выбравших ЕГЭ значительно превысила сторонников разделения выпускных и вступительных экзаменов (57 против 33%).
Законопроект внесли в Думу в марте. В пояснительной записке его авторы сообщили о случаях самоубийств сдающих ЕГЭ школьников и увеличении спроса на успокоительные препаратов. «Также постоянно меняются правила проведения ЕГЭ — то вводятся, то отменяются дополнительные виды испытаний. Важно отметить, что самостоятельная подготовка учащегося к ЕГЭ почти невозможна — для эффективной подготовки необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых отличаются высокой стоимостью и чаще всего непосильны для многих родителей», — говорится в документе.
Депутаты предположили, что отмена обязательной сдачи ЕГЭ более качественно отсеивать поступающих и нарастить число абитуриентов на профессиональное образование, что важно «в сегодняшних условиях дефицита образованных специалистов среднего звена и нехватки рабочих рук».
Соавтор законопроекта Ярослав Нилов назвал ЕГЭ «вредным механизмом, который сегодня существует и мучает детей».
Президент Владимир Путин не соглашался с мнением, что отмена ЕГЭ поможет школьникам. «У ЕГЭ есть много минусов. Я знаю, многие наши граждане возмущаются начетничеством, которое имеет место в этой системе, — это правда, это существует. Но, с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии тех образовательных центров, которые есть», — говорил он прошлой весной. Президент согласился, что ЕГЭ необходимо совершенствовать.
Вопрос о ЕГЭ — непростой, признал в интервью РБК глава РАН Геннадий Красников. «У нас всегда есть специалисты что-то сломать, а потом оказывается, что нет специалистов, чтобы новое построить. ЕГЭ существует уже много времени, и он свою определенную задачу выполнил», — рассказал он. Ученый назвал две стороны экзамена: «Положительная состоит в том, что появилась работающая система, отрицательная — что у детей появился психоз, они стали меньше думать, а больше стали угадывать».
Рособрнадзор предупредил, что готов обсуждать отмену ЕГЭ только при появлении достойной альтернативы — объективного и понятного экзамена.