Цветы, чудеса и яркое пламя: культурная афиша марта
Лев Повзнер. Незнакомка. Из серии «Трава». 2014 г. © ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Нью-Йорк в Петербурге, Брамс и Шуберт в Москве, размышления о прекрасной даме и много огня
Дельфин. Весенний концерт
7 марта
«Атмосфера»
Андрей Лысиков — Дельфин в мире музыки и смыслов — на новом большом московском концерте посвятит свои порывы, чувства и мысли теме любви. Именно вокруг нее выстроится концертная программа, в которой найдется время и место как для давно вызубренных слушателями текстов, так и для новых композиций, вышедших, например, на пластинке «Прощай оружие». Умение остро чувствовать момент и себя в нем всегда было отличительной чертой музыканта, и каждый новый концерт — очередное тому подтверждение.
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
«Отечество нам "Русский самовар"»
до 16 мая
Музей «Полторы комнаты», Санкт-Петербург
Нью-йоркский ресторан «Русский самовар» сразу после своего появления стал настоящим культурным кодом в самом широком смысле и проявлений. Основанный Романом Капланом, этот проект был теснейшим образом связан и с именем Иосифа Бродского, который быстро привлек в соучастники друга, артиста балета Михаила Барышникова. Музей «Полторы комнаты» в новом проекте берется осмыслить феномен «Русского самовара» во всем его масштабе, а он действительно впечатляет, как и гостевой альбом ресторана, где каждый именитый посетитель оставлял росчерк пера. Примета эпохи и ее памятник, оставивший свой след даже в сериале «Секс в большом городе», «Русский самовар» (а в название выставки вынесены строки Василия Аксенова) на этот раз обретает новое воплощение в музейных стенах.
Иосиф Бродский у входа в ресторан «Русский самовар» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКЛев Повзнер. «Поле чудес»
12 марта — 11 мая
Alina Pinsky Gallery
Персональная выставка Льва Повзнера охватит произведения художника, написанные в течение нескольких десятилетий, с 1990-х по 2020-е годы. Это тотальное погружение в авторский мир, населенный причудливыми персонажами и сюжетами и, помимо прочего, редкая возможность увидеть работы художника в таком объеме и осмыслении. Название экспозиции дала серия «Поле чудес», начатая Львом Повзнером в 2018 году и продолжающаяся по сей день. Свойственные ей образы и отсылки к литературным сюжетам приглашают в настоящее путешествие. Другие серии и произведения оказываются остановками на этом пути и в то же время дверью в еще большее число миров.
1 из 3 Лев Повзнер, «Розовый шпигель». Из серии «Шпигель», 2010 © Alina Pinsky Gallery Лев Повзнер, «Художник во дворе». Из серии «Шпигель», 2010 © Alina Pinsky Gallery Лев Повзнер, «Уехал». Из серии «Поле чудес», 2019 © Alina Pinsky Gallery
Гастроли театра «Практика»
26 февраля — 10 марта
Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург
Левашовский хлебозавод продолжает череду своих громких проектов гастролями московского театра «Практика», который привез на Петроградскую сторону сразу пять спектаклей. Среди них, к примеру, «Наташина мечта» в постановке Марины Брусникиной о любви и мечтах (не без их крушений) или «Наедине с собой», где поэзия Иосифа Бродского обретает хореографические воплощения. Связность с местом — памятником конструктивизма — образует новые смысловые и эмоциональные трактовки, от которых замыслы постановщиков становятся еще объемнее.
1 из 2 «Хорошо, что я такой» © пресс-служба «Наташина мечта» © пресс-служба
«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»
5 марта — 26 мая
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Свою новую экспозицию Пушкинский музей определяет как выставку-открытие. Причин тому сразу несколько: с одной стороны, это открытие для зрителя итальянского натюрморта во всей его полноте и красочности, с другой — череда научных обретений, появившихся во время подготовки проекта. Среди них, к примеру, установленное для многих полотен авторство: итальянские живописцы нередко лишали холсты возможности быть атрибутированными, поскольку не ставили на них ни подписей, ни дат. Что же до самих цветов, плодов и музыкальных инструментов из названия экспозиции, то они всем своим видом и сутью явно приветствуют весну.
Франц Вернер Тамм, натюрморт с кроликами и курицей. Германия/Италия, 1685–1695
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
«Фрау»
В прокате с 14 марта
Удивительно тонкая, будто кружево из бабушкиного сундука с сокровищами, история режиссера Любови Мульменко заходит на важные для осмысления территории, не теряя в легкости и иронии. В любви комичное и трагичное идут под руку так же, как в жизни и в кино, подсказывает сценарий. В нем музыкант и поэт Вадик Королев превращается в сотрудника магазина «Охотник и рыболов», а Елизавета Янковская — в балерину по имени Кристина. Два непохожих мира соединяются, чтобы обернуться чередой открытий для каждого из героев. Пусть ты и рыцарь, реальный мир едва ли похож на воображаемый, а прекрасная дама (и, если еще точнее, фрау) со страниц не может быть синонимична живому человеку во всей его сложности и совокупности качеств и черт.
Кадр из фильма «Фрау» © ПРЕСС-СЛУЖБА РБКМасленица в Никола-Ленивце
16 марта
Никола-Ленивец
Концепция Никола-Ленивца — искусство под открытым небом — каждый год на Масленицу обретает поистине исполинские воплощения, каждый раз вспыхивая, а после оставаясь в воспоминаниях таким же ярким следом. На этот раз арт-объект под названием «Черная гора» будет тянуться к небу на протяжении всех своих 22 метров высоты, а идейно отсылать к размышлениям о созидании, сопричастности и сотворчестве. Логичная для масленичных гуляний кульминация обернется настоящим извержением вулкана. Как полагается, с искрами, пеплом и пламенем, которое обещает освободить место для важного и нового.
Масленица — 2023 в Никола-Ленивце
© Никола-Ленивец
«Скоро кончится век». Сольный концерт Алексея Любимова
25 марта
Дом культуры «ГЭС-2»
Новая сольная программа пианиста Алексея Любимова в доме культуры «ГЭС-2» высвечивает лучом мастерства интерпретации музыку Брамса: крайне лаконичного и в этом лаконизме невероятно выразительного. Выступая автором-рассказчиком от мира не слов, но нот, Алексей Любимов соединяет каприччио и интермеццо Иоганнеса Брамса с четырьмя экспромтами Франца Шуберта, размышляя о контекстах композиторского позднего творчества. Другим важным и неизменным обстоятельством оказывается исторический инструмент — ровесник эпохе, в которую были задуманы и написаны произведения. Им станет рояль Blüthner из коллекции Музея-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого.
Алексей Любимов в Доме культуры «ГЭС-2»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Юрий Злотников. «Сигнальная система»
26 марта — 14 июля
Новая Третьяковка
Искания художника Юрия Злотникова всегда происходили на территории не одного лишь искусства, но и науки тоже. Скорее герой-одиночка, Злотников настойчиво и упорно вел поиски своего собственного языка и средств его выразительности. Его «сигнальная система» стала и открытием, и метафорой, и своеобразным мостом между живописью и математикой. Именно ей и будет посвящена выставка в Третьяковской галерее, придуманная и воплощенная вместе с галереей pop/off/art и наследниками художника. Экспозиция, как и все творчество Юрия Злотникова, задает вопросы, дает ответы и вместе с тем представляет одну из ключевых глав в истории отечественного искусства XX века.
1 из 3 Юрий Злотников, из серии «Сигнальная система», 1958. Собрание Александра Злотникова и Андрея Тюленева © пресс-служба Юрий Злотников, «Композиция», 1959. ГТГ © пресс-служба Юрий Злотников, «Композиция», 1961. ГТГ © пресс-служба