Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна в автомобиле
Все о раздаточной коробке: назначение, виды, неисправности Разбираемся, почему у некоторых машин в трансмиссии целых две коробки и зачем нужна вторая
- Что такое раздаточная коробка
- Устройство
- Разновидности
- Управление раздаточной коробкой и ее режимы
- Что считать «раздаткой»?
- Типичные неисправности
Что такое раздаточная коробка
Раздаточная коробка (РК) — это узел, служащий для распределения крутящего момента между осями полноприводного автомобиля. В ряде случаев имеет возможность увеличения этого крутящего момента. Является промежуточным звеном между коробкой передач и межколесными дифференциалами.
Как работает раздаточная коробка
В классическом виде агрегат содержит набор шестерен и валов, связанных между собой либо непосредственно, либо (частично) с помощью цепи. На ведущий вал (или шестерню) РК передается крутящий момент от коробки передач. Посредником между ведущим валом и карданами служит демультипликатор, а также дифференциал или механизм жесткого подключения переднего моста. Про демультипликатор скажем далее.
Одной из задач РК на автомобилях повышенной проходимости, помимо подключения моста, является изменение передаточного отношения. При включении понижающей передачи (демультипликатора) выходные валы, связанные с карданами, будут вращаться медленнее, чем ведущий вал от коробки передач. Тем самым обеспечивается увеличение крутящего момента. Такой режим называют «ехать на понижайке» — это необходимо для преодоления труднопроходимых участков местности, а также движения в гору или с тяжелым грузом.
УАЗ «Патриот»
Устройство раздаточной коробки
Принципиально внутреннее строение классической РК можно разделить на два блока.
- Демультипликатор. Как выяснили выше, это механизм, отвечающий за понижение передаточного отношения. В современных «раздатках» внедорожников это планетарная передача, хотя встречаются и классические варианты, с обычными шестернями. При нажатии кнопки в салоне (или «втыкании» понижайки рычагом) специальная муфта задействует демультипликатор.
Некоторые РК имеют даже две понижающие передачи — обычно это грузовики и другая тяжелая техника.
- Система распределения тяги. В трансмиссиях Part-time (разберем далее) это механизм жесткого подключения переднего моста. В других случаях распределение момента берет на себя межосевой дифференциал.
Раздаточная коробка автомобиля Jeep: демультипликатор — планетарный, полный привод — подключаемый, передача мощности — цепью, вилка белого цвета переключает режимы работы демультипликатора, вилка черного цвета подключает вторую ведущую ось
Виды раздаточных коробок
Обилие современных полноприводных трансмиссий подразумевает разветвленную систему классификации. Дабы не усложнять материал, выделим две группы ключевых признаков.
По внутреннему устройству
- С зубчатой (шестеренчатой) передачей. Считается устаревшей схемой. Тем не менее еще встречается. Примером будет всем известная «Нива».
- С цепной передачей. Как видно из названия, момент на переднюю ось в таких коробках передается специальной цепью Морзе, что обеспечивает малую шумность. При этом считается, что цепь сильнее подвержена износу.
По общей схеме работы
Здесь описание фактически будет дублировать таковое для типов полного привода. Этот вопрос мы подробно разбирали в отдельном материале. Сейчас лишь коротко напомним основные виды трансмиссий, которые отражают применяемые в них типы «раздаток».
- Part-time 4WD. Жестко подключаемый передний мост. Межосевого дифференциала нет. Примером служит любой УАЗ.
- Full-time 4WD. Постоянный полный привод. Возможен как простой симметричный межосевой дифференциал («Нива»), так и дифференциал повышенного трения типа Torsen (Audi).
- AWD. Подключение передней оси в случае необходимости при помощи муфты. Важно понимать, что, в отличие от Torsen, многодисковые AWD-муфты типа Haldex дифференциалами не являются.
Раздаточная коробка двухосного полноприводного автомобиля Iveco 150EZ8 с соосным расположением валов привода обеих осей: 1 — раздаточная коробка; 2 — карданный вал от коробки передач; 3 — карданный вал к переднему ведущему мосту; 4 — карданный вал к заднему ведущему мосту
Управление раздаточной коробкой и ее режимы
Изменять режимы можно либо механически, рычагом в салоне, либо с помощью кнопок и меню. Первый вариант сегодня почти не применяется. Приведенный ниже список режимов общий — всеми сразу не владеет ни одна РК.
- 2H. Движение на заднем приводе.
- 4H. Полный привод — через межосевой дифференциал или без него.
- 4L Полный привод с понижающей передачей — через межосевой дифференциал или без него.
- 4H Lock. Полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом (кроме Part-time, где дифференциала нет).
- 4L Lock. Полный привод с понижающей передачей и заблокированным межосевым дифференциалом (для Full-time).
- 4 Auto. Автоматический режим, когда подключением передней оси управляет межосевая фрикционная муфта. Возможен только на системах AWD.
Схема переключения передач внедорожного пикапа ГАЗ «Вепрь Next»
Что считать «раздаткой»?
Ввиду широчайшего распространения полного привода в любых классах сегодня раздаточной коробкой принято называть любой механизм, находящийся между КПП и карданами. Иными словами, даже примитивная легковая AWD-трансмиссия с муфтой Haldex формально имеет раздаточную коробку. Ведь у нее тоже есть некий узел, имеющий вход от КПП и выход на задний кардан. С одной стороны, это верно: есть вход от коробки и выход на ведущую ось. Все в соответствии с определением.
Однако с исторической точки зрения РК непременно должна обладать демультипликатором, а при наличии свободного дифференциала — уметь этот самый дифференциал блокировать (опять вспоминаем «Ниву»).
И под таким углом даже хитрая схема типа Quattro, где в одном корпусе находятся самоблокирующийся дифференциал Torsen и механизм цепной передачи на передний кардан, «правильной раздаткой» уже не кажется. Потому что нет понижающей передачи — что и было изначальной сутью любой РК. Одним словом, термин старый, реалии новые.
Неисправности раздаточной коробки
Как и всегда, список поломок зависит от конструктива и индивидуальных особенностей. В общем случае страдают шестерни или цепь, подшипники, а также механизм переключения режимов. Протекают сальники, заклинивают или полностью выходят из строя сервоприводы — если «раздатка» «электронная».
В плане первичной диагностики трудностей обычно не возникает. На проблему укажут повышенный шум, вибрации, хруст и иные посторонние звуки со стороны РК. В ряде случаев может вылетать или вообще отказываться включаться понижающая передача. Наконец, возможны сбои или отказы при попытке заблокировать межосевой дифференциал.
Если трансмиссия классической конструкции, для нее будут характерны только «железные» симптомы: тот же шум или проблемы при манипуляциях рычагом «раздатки». Подобное обычно диагностируется без проблем. В случае наличия электроники все сложнее. О возникших «недугах» скажет как фактическое поведение, так и предупреждающие символы на приборной панели. А вот точный «диагноз» поставит только подключение OBD-сканера.
: