Берлинале-2024: зачем Киллиану Мёрфи «Такие мелочи»
Кадр из фильма «Шикун»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Начался Берлинский кинофестиваль. Каким фильмом с Киллианом Мёрфи он открылся и почему его программа в этом году составлена с вызовом, рассказывает кинокритик Стас Тыркин
В 2024 году Берлинале пройдет 15–25 февраля на фоне ставшей уже перманентной «политической турбулентности» сразу в нескольких горячих точках планеты. Нельзя сказать, что «самый политизированный» кинофестиваль ответит на эти вызовы каким-то особым образом. «Израильский вопрос», например, будет «закрыт» внеконкурсным показом фильмом Амоса Гитая «Шикун» (Shikun) и снятой израильско-палестинским режиссерским коллективом документальной лентой «Нет другой земли» (No Other Land), вошедшей в программу «Панорама». Украинское присутствие в этом году тоже скромнее, чем в прошлом: документальный фильм Свитланы Лищинской «Слегка чужая» (A Bit of a Stranger) в «Панораме» и два фильма в «Форуме» — канадско-франко-украинское докьюментари «Перехвачено» (Intercepted) Оксаны Карпович и игровая «Редакция» (Redaktsiya/ The Editorial Office) Романа Бондарчука — как обещает каталог, сюрреалистическая сатира о СМИ и политике.
Кадр из фильма «Нет другой земли»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Российское кино вновь предсказуемо и блистательно отсутствует. В прошлом году во втором по значению конкурсе Encounters нашлось место снятому на чеченском языке фильму «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой, в этом году — полное зеро.
В пятый и последний раз фестиваль пройдет под художественным руководством Карло Шатриана — его политика набора экстремального арт-хауса не самым удачным образом согласуется со статусом Берлинале, самого большого по числу зрителей публичного кинофестиваля в мире. План сделать его конкурентоспособным Каннам и Венеции при этом руководстве никак не мог оправдаться, поэтому его мандат не будет продлен: уже известно имя преемницы Шатриана (ей станет Триша Таттл). Поскольку терять ему нечего, официальная программа этого года составлена с особенным вызовом и цинизмом — это прощальная песнь независимому, низкобюджетному, нишевому кино, снятому часто неведомыми миру авторами, в том числе из Непала, Туниса и Доминиканской Республики. Возможно, на этом пути нас ждут многочисленные открытия и сюрпризы, но опыт прошлых лет не позволяет впадать в эйфорию.
То ли голливудские студии-мейджоры окончательно потеряли к Берлину всякий интерес, то ли уходящий программный директор в упор не желает их замечать, но рассматривая на бумаге программу предстоящего Берлинале, трудно поверить в то, что сравнительно недавно здесь проходили большие голливудские премьеры «Пиксара» и «Марвела», Уэса Андерсона, братьев Коэнов и Мартина Скорсезе. Из фильмов, ожидающихся в этом году не без некоторого интереса, можно отметить лишь несколько лент, уже показанных в январе на фестивале «Санденс», а также новые работы Бруно Дюмона, Оливье Ассаяса, Андреаса Дрезена и вездесущего корейца Хон Сан-су, снимающего по паре-тройке фильмов в год и выступившего на сей раз с «Потребностями путешественника» (A Traveler's Needs) со столь же вездесущей Изабель Юппер в главной роли.
Кадр из фильма «Потребности путешественника»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
В конкурсе всего три немецкие картины (в том числе документальный фильм давно снимающего по всему миру русского режиссера Виктора Косаковского «Архитектон»), что для Берлина непривычно мало. То, что Шатриан здесь не жилец, стало окончательно ясно после того, как он опрометчиво ликвидировал довольно популярную конкурсную секцию «Перспективы немецкого кино», чей целью была популяризация местного кинематографа, который в мире знают гораздо меньше, чем он того заслуживает. Не удивлюсь, если при новом директоре эту программу вернут на место.
Кадр из фильма «Архитектон»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Как и в прошлом году, недостаток приезжающих с премьерами звезд фестиваль восполняет теми, кто приезжает по другим поводам: в 2023-м за почетным «Золотым медведем» в Берлин нагрянул Стивен Спилберг, в этом году на его место заступит уже упомянутый Мартин Скорсезе. В прошлом году жюри главного конкурса возглавляла актриса Кристен Стюарт, в новом сезоне внеконкурсная премьера фильма с ее участием «Любовь истекает кровью» (Love Lies Bleeding) рискует оказаться самым звездным выходом Берлинале-2024. Жюри же в этом году возглавляет другая актриса — уроженка Кении Лупита Нионго, некогда удостоенная «Оскара» за фильм «12 лет рабства». Звезде фильмов «Черная Gантера» и «Звездные войны: Скайуокер. Восход» вместе с режиссерами-интеллектуалами Кристианом Петцольдом, Альбертом Серра, Брэди Корбетом, Энн Хуи и украинской поэтессой Оксаной Забужко предстоит оценить 20 произведений разной степени арт-хаусной лютости.
Кадр из фильма ««Любовь истекает кровью»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Среди них и ирландская драма «Такие мелочи» (Small Things Like These) фламандского режиссера Тима Милантса, наиболее известного по нескольким эпизодам сериала «Острые козырьки». Она стала фильмом открытия Берлинале-2024 — исключительно благодаря участию Киллиана Мёрфи, переживающего сейчас зенит своей актерской славы ввиду неизбежного награждения «Оскаром» за «Оппенгеймера». Звезд в Берлине в этом году наперечет, поэтому объяснимо (хотя, честно говоря, нет), что фестиваль, когда-то открывавшийся такими кремовыми тортами, как «Чикаго» и «Гранд-отель «Будапешт», теперь отдает важнейший и престижнейший слот «Таким мелочам» — и вправду мелочи, унылой и вторичной. При просмотре невозможно не вспомнить несравненно более важный и мощный ирландский фильм — снятый в 2002 году «Сестры Магдалены» Питера Муллана. Эта антиклерикальная драма, основанная на реальных фактах издевательств, которым подвергались девушки, заточенные в католические монастыри по причине «недостойного поведения», в свое время была удостоена «Золотого льва» Венецианского фестиваля.
Кадр из фильма «Такие мелочи»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
В картине Муллана мы попадали внутрь «исправительного учреждения» и примеряли на себя чудовищный опыт абьюза, в новом произведении мы смотрим на то, что уже знаем, со стороны — невидящими глазами героя Мёрфи, играющего простого рабочего человека с золотым сердцем. Случайное столкновение с одной из жертв монашеского произвола повергает героя в воспоминания о собственном детстве в захваченном монахинями ирландском городке: его молодая мать неожиданно умерла, и лишь сейчас до этого тугодума начинает доходить истинная причина ее смерти. Разумеется, стареющий Мёрфи вполне убедителен в роли чувствительного угольщика с вечно грязными руками и нежной душой, но по сравнению с шедевром Муллана труба здесь сильно ниже и дым жидкий до неприличия.