Берлинале-2024: выиграл репортаж о «распаковке» африканских культурных ценностей
Кадр из фильма «Дагомея»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
На 74-м Берлинском кинофестивале победил документальный фильм «Дагомея». Это самое спорное решение последних лет, считает кинокритик Стас Тыркин
Жюри под руководством голливудской актрисы с африканскими корнями Лупиты Нионго («12 лет рабства», «Черная пантера», «Звездные войны: Скайуокер. Восход») вынесло, пожалуй, самое удивительное решение за все обозримое прошлое, когда на главных фестивалях мира перестали побеждать лучшие фильмы, когда по-настоящему талантливых режиссеров стали недвусмысленно отодвигать в сторонку, когда началось время активистов (точнее, активисток), правильно высказывающихся по той или иной актуальной повестке.
«Золотой медведь» — «Дагомея» Мати Диоп
Берлинский «Золотой медведь» второй раз подряд достается документальному фильму. В 2023 году он отошел скромной гуманистической вещи «На «Адаманте» (Sur l’Adamant) — серии интервью людей с «особенностями развития» и умственными расстройствами. В этом году главный приз фестиваля получает документальный фильм «Дагомея» (Dahomey) режиссера Мати Диоп. Ее фильм, продолжительностью 67 минут, повествует о возвращении награбленных французами ценностей назад в Африку, в страну Бенин, ранее известную как королевство Дагомея. И вот украденные колониалистами 130 лет назад артефакты возвращаются на родину, и из темных контейнеров, в которых их перевозят, начинают звучать их голоса (сходным образом звучит голос погибшего бегемота в еще одном крупном лауреате Берлина, фильме «Пепе»). Артефакты переживают, как приживутся они на новом месте, в новой стране. А студенты местного университета на оживленных дебатах требуют не ограничиваться возвращением 26 артефактов и ждут оставшиеся семи тысяч.
Уроженка Франции с африканскими корнями Мати Диоп, потрясая «Золотым медведем», активно топила на сцене за Палестину. Несколько лет назад она уже удостоилась каннского Гран-при и, если так дальше пойдет, соберет все главные мировые призы, оставшись при этом загадкой даже для продвинутых зрителей.
Кадр из фильма «Дагомея»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Для фестиваля важно, чтобы победившие на нем фильмы шли дальше, выходили в прокат, пользовались успехом у зрителей, номинировались на «Оскара» и другие призы. Проследите судьбу награжденной в Каннах «Анатомии падения» и выигравших в Венеции «Бедных-несчастных» — это настоящий глобальный успех. Что ожидает «Дагомею»? Примерно то же самое, что прошлогодний «Адамант». Известность в кругу узких специалистов.
При этом в берлинском конкурсе был другой документальный фильм — «Архитектон» (Architecton) Виктора Косаковского. Настоящий блокбастер с уникальными съемками тектонических процессов, происходящих в земной коре, с интересной философией, с симфонической оригинальной музыкой за кадром — настоящая кинематографическая симфония! Но симфонии сегодня не очень нужны, особенно в исполнении белых цисгендерных мужчин. Другое дело — репортаж об «упаковке» и «распаковке» африканских культурных ценностей.
Когда главный приз уходит столь специфическому зрелищу, имеющему весьма отдаленное отношение к искусству, задача жюри (а в него, помимо Лупиты Нионго, входили режиссеры «крутого артхауса» Альберт Серра, Кристиан Петцольд, Брэйди Корбет, Энн Хуэй и украинская поэтесса Оксана Забужко) — продемонстрировать тем не менее поддержку ими чистого «искусства для искусства».
Гран-при — «Потребности путешественника» Хон Сан-су
В качестве такового был избран беспроигрышный вариант — уже осыпанный всеми существующими призами корейский многостаночник Хон Сан-су, снимающий по паре-тройке фильмов в год. Ему достался второй по значению приз, Гран-при, за очередную милую виньетку под названием «Потребности путешественника» (A Traveler’s Needs).
Изабель Юппер изображает в нем бездомную немолодую француженку, непонятно как и зачем оказавшуюся в Корее и выживающую там, продавая корейцам уроки французского, не являясь при этом профессионалом на педагогическом поприще. Получая приз, Хон Сан-су недоуменно спросил у жюри, что они нашли в его фильме. Может быть, мораль о том, что люди одновременно и предсказуемы, и не познаваемы для других людей, так же как культуры и страны, которые они представляют? Интересно, что последний раз Хон получал берлинское Гран-при ровно два года назад за произведение под названием «Фильм писательницы». А годом раньше он увез из Берлина приз за сценарий («Вступление»). А в 2020 году — приз за режиссуру («Женщина, которая убежала»). Так что выбор нынешнего берлинского жюри, оригинальным, мягко говоря, не назовешь.
Кадр из фильма «Потребности путешественника»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
«Золотую звезду» кинофестиваля в Эль-Гуне получил Хон Сан-су
Лучшая режиссерская работа — Нельсон Карлос де лос Сантос Ариас
Зато кто мог предположить, что лучшим режиссером Берлинале-2024 назовут доминиканца Нельсона Карлоса де лос Сантос Ариаса за претенциозный нишевый фильм «Пепе» (Pepe)? Видимо, потому что это первый игровой фильм, снятый (пусть и не полностью) с точки зрения бегемота. К тому же, к сожалению, уже покойного. Берлинале давно не может похвастать большим количеством сенсационных премьер, но в отношении инклюзивности (в том числе гендерной, возрастной, национальной и т.д.) он впереди всех других фестивалей. «Пепе» — еще одно обличение зверского колониализма, которому в этом сезоне не грозит пройти незамеченным.
Кадр из фильма «Пепе»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Берлинале-2024: с точки зрения покойного бегемота
Приз жюри — «Империя»
И вновь компенсация «большому искусству» — на сей раз не самому удачному фильму полуклассика авторского хардкора Брюно Дюмона «Империя» (L’ Empire). Этой вызывающей недоумение помеси его комедийного сериала «Малыш Кенкен» с пародиями на «Звездные войны» и рыцарскими романами отошел Приз жюри.
Кадр из фильма «Империя»
© ПРЕСС-СЛУЖБА РБК
Лучшие роли — Себастиан Стэн и Эмили Уотсон
Что касается наград за мужскую и женскую роли, то столь старомодное разделение по половому признаку в Берлине несколько лет назад отменили, теперь здесь вручают призы за лучшую главную и второплановую роли. За лучшую главную роль в этом году наградили американца Себастиана Стэна за сатирическую параболу «Другой человек» (A Different Man) Аарона Шимберга — первые 50 минут фильма актер самоотверженно носит маску больного с ужасающими опухолями на лице. «Серебренного медведя» за роль второго плана получила отличная британская актриса Эмили Уотсон, воплотившая образ безжалостной монахини в открывшей Берлинале антиклерикальной ирландской драме «Такие мелочи» (Small Things Like These) фламандского режиссера Тима Милантса.
1 из 2 Себастиан Стэн в фильме «Другой человек» © A24 Эмили Уотсон в фильме «Такие мелочи» © bigthingsfilms
Берлинале-2024: зачем Киллиану Мерфи «Такие мелочи»
Лучший сценарий — Маттиас Гласнер, «Умирание»
За сценарий отметили одного из лучших современных немецких режиссеров Маттиаса Гласнера: его трехчасовой кинороман под оптимистическим названием «Умирание» (Sterben) — автобиографическая семейная сага, полная парадоксальных художественных идей и, как ни странно, жизни. В слабом, несмотря на всю инклюзивность, берлинском конкурсе этот фильм мог бы претендовать на одну из главных наград, но сочинение Гласнера действительно имеет не только кинематографическую, но и литературную ценность.
Ларс Айдингер в фильме «Умирание»
За художественный вклад (лучшему оператору) и другие призы
«Серебренного медведя» за выдающийся художественный вклад вручили оператору Мартину Гшлахту, не без поэтического тумана снявшему очень мрачный исторический фильм «Дьявольская баня» (Des Teufels Bad) австрийцев Вероники Франц и Северина Фиалы — он вскрывает феномен массовых убийств детей религиозными женщинами: согласно верованиям далеких времен, только так они могли добровольно закончить жизнь и не попасть в ад.
Лучшим дебютом фестиваля был назван показанный в «Панораме» вьетнамский поэтически-медитативный этюд под названием «Ку ли не плачет» (Cu Li Never Cries) дебютанта Фам Нгок Лана — стильное черно-белое повествование о немолодой вьетнамке и ее обезьянке с огромными жалостливыми глазами.
Лучшим документальным фильмом стал снятый израильско-палестинским режиссерским коллективом фильм «Нет другой земли» (No Other Land), также удостоенный приза зрителей программы «Панорама». Молодые палестинцы и израильтяне, стоявшие рядом на сцене Берлинале-паласа, уже этой мизансценой показывали, что, вопреки призывам Мати Диоп, примирение и совместная работа возможны.
1 из 5 Кадр из фильма «Дьявольская баня» © berlinale.de Кадр из фильма «Ку ли не плачет» © berlinale.de Кадр из фильма «Нет другой земли» © berlinale.de Кадр из фильма «Воспоминания пылающего тела» © berlinale.de Кадр из фильма «Прямое действие» © berlinale.de
Среди игровых картин «Панорамы» по результатам голосования зрителей победили коста-риканские «Воспоминания пылающего тела» (Memorias de un cuerpo que arde) Антонеллы Судасасси Фурнисс, чья 70-летняя героиня делится коллективным опытом женщин своего поколения (в основном, негативным) и призывает к сексуальному освобождению в старости.
Главного приза в конкурсе Encounters удостоилась еще одна документальная картина — «Прямое действие» (DIRECT ACTION) Гийома Кайло и Бена Рассела. Фильм продолжительностью 216 минут фиксирует деятельность фермеров и анархистов-активистов — или «эко-террористов», как называет их французское правительство.
Берлинале-2024: зачем Аманда Сейфрид прикинулась интеллектуалкой