Акунин назвал «игрой в крысу» решение изменить либретто его пьесы
Акунин назвал «игрой в крысу» решение театра убрать Фандорина и автора из пьесы Александринский театр написал писателю, что авторство его пьесы теперь принадлежит театру Борис Акунин
Писатель Борис Акунин (признан Миинюстом иноагентом) рассказал, что его переситали считать автором пьесы, спектакль по которой ставят в Александринском театре.
«Несколько дней назад я повеселился над тем, как санкт-петербургский театр ЛДМ без уведомления автора перекромсал мюзикл «Алмазная колесница», убрав оттуда и автора, и Фандорина, и Японию. Но это, оказывается, как выражался Бендер, «невинная детская игра в крысу», — заявил Акунин.
Он также рассказал, что Александринский театр, где шла его пьеса «1881», придумал «нечто еще более кучерявое»: из театра ему прислали письмо (Акунин приложил копию), в котором объявили, что авторство пьесы принадлежит не ему, а непосредственно театру. «Про то, что выплаты поспектального вознаграждения прекращены, смешно — они и так их не платили, но теперь накреативили вона что», — добавил писатель.
«Необходимо отметить, что текст спектакля «один восемь восемь один» в результате состоит из компиляции исторических материалов, диалогов, созданных на основе архивных документов. Авторство текста, звучащего в спектакле, принадлежит творческой группе постановки театра и режисеру спектакля, говорится в письме заместителя директора Александринского театра Медведева, которое приводит Акунин.
«Вообще, конечно, идея продуктивная. Авторство романов о Фандорине как основанных на исторических материалах и уж тем более «Истории российского государства» — передать издательствам. Киносценариев — съемочным группам…»
Решение переписать либретто мюзикла «Алмазная колесница» в ЛДМ объясняли предложением из Китая о сотрудничестве, в рамках которого спектакль был переименован в «Марко Поло. Белый лотос», а действие перенесено из Японии в Китай. В театре подчеркнули, что решение было принято еще до пандемии COVID-19 из-за перспектив гастролей в КНР, оно не связано с признанием писателя иностранным агентом и внесением его в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Киберпонедельник на РБК Pro
Скидки до 76% на подписку
и образовательные опции
Купить со скидкой
«Ситуация такая: договор с Акуниным подписали еще в 2018–2019 годах. И никак ситуация сегодняшняя, когда признали Акунина террористом, иноагентом, не связана. Мы перед пандемией получили предложения из Китая о сотрудничестве. И наш театр запустил несколько проектов», — рассказал РБК музыкальный руководитель театра Антон Танонов.
В театре также уточнили, что в 2019 году между ЛДМ и правообладателем произведений Акунина — Abecca Global Inc — был заключен договор о передаче права на использование книги «Алмазная колесница» для постановки мюзикла. Премьера состоялась в 2020 году. По словам Танонова, писатель изначально отказался от написания либретто и «дистанцировался» от постановки после премьеры, до сих пор судьба мюзикла его «не волновала».
Книга «Алмазная колесница» из серии «Приключения Эраста Фандорина» состоит из двух томов. В первом (идет по хронологии после «Любовника смерти») события происходят в 1905 году, во время русско-японской войны: в этом время Фандорин работает консультантом в столичном жандармско-полицейском управлении железных дорог, он должен разработать систему обеспечения безопасности путей сообщения. Во втором томе (по хронологии между книгами «Левиафан» и «Смерть Ахиллеса») речь идет о событиях, которые происходили в 1878 году в Японии, где Фандорин занимает должность вице-консула.
Минюст признал Акунина иноагентом в январе этого года. В декабре Росфинмониторинг внес писателя в перечень террористов и экстремистов. Против него также возбудили уголовное дело по двум статьям — об оправдании терроризма (ст. 205.2 УК) и о распространении «фейков» о российской армии (ст. 207.3 УК). 26 января МВД объявило писателя в розыск.
Санкциям против писателя предшествовал разговор с пранкерами, которые от имени президента Украины Владимира Зеленского и экс-министра культуры страны Александра Ткаченко задавали Акунину вопросы о военном конфликте на Украине, финансовой помощи Киеву и атаках на цели на территории России. Акунин назвал беседу провокацией.