7 главных вопросов о повышении утильсбора. Ответы экспертов и властей
Минпромторг рассказал, куда расходуются деньги с утильсбора на автомобили Как изменится авторынок, чем власти помогут водителям и снизят ли стоимость машин в будущем — Autonews.ru нашел ответы на главные вопросы российских автомобилистов о повышении утилизационного сбора
В России утильсбор на автомобили будет проиндексирован с 1 октября 2024 года. Эта инициатива правительства вызвала бурные обсуждения в автосообществе.
Autonews.ru решил помочь разобраться в нововведении, предложив автомобилистам самим задать интересующие вопросы по повышению ставки «утиля» в нашем телеграм-канале. Самые наболевшие из них мы адресовали в Минпромторг и профильным экспертам. Что ж, спрашивали — отвечаем.
Как утильсбор повлияет на стоимость автомобилей?
В Минпромторге поспешили успокоить водителей — индексация утилизационного сбора не окажет влияния на стоимость отечественных автомобилей, так как локализованным в России производителям доступен ряд мер государственной поддержки.
«Чем больше локализована машина (в том числе в случае с зарубежными производителями, планирующими организовать производство на территории России), тем меньшее влияние на его конечную стоимость оказывает утилизационный сбор за счет получаемых промышленных субсидий», — подчеркнули в ведомстве в беседе с Autonews.ru.
Между тем иного мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, повышение утильсбора однозначно приведет к росту цен на импортируемые автомобили и не только.
«Утильсбор — это мощный фактор инфляции. Именно поэтому корректировать цены в сторону повышения придется, в частности, и тем автопроизводителям, которые выпускают машины непосредственно в нашей стране», — заявил эксперт.
На какие расходы идет утильсбор?
В Минпромторге сообщили Autonews.ru следующее: «поступления от утилизационного сбора — это доход федерального бюджета. Из федерального бюджета финансируется ряд программ государственной поддержки, в том числе промышленных предприятий».
Правда, кто и в каком объеме получает эту помощь, в ведомстве не уточнили.
В свою очередь, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что им неизвестно, куда уходят деньги от утилизационного сбора. В организации также подчеркнули, что очень хотели бы получить более точный ответ от властей на этот вопрос.
Какие меры принимает государство, дабы повысить доступность новых автомобилей?
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что сейчас в России действует программа льготного кредитования. Это одна из главных мер по стимулированию спроса в стране. Он добавил, что не так давно программу продлили до 2026 года.
В самом Минпромторге уверены, что «меры стимулирования спроса, в частности, повышают доступность новых автомобилей для граждан и бизнеса».
«В 2024 году по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова программа льготного автокредитования была дофинансирована на 6,5 млрд рублей (ранее было выделено 17,3 млрд рублей), программа льготного лизинга — на 8 млрд рублей (ранее было выделено 9 млрд рублей)», — сообщили Autonews.ru в ведомстве.
«Среди инструментов господдержки, доступных отечественным предприятиям автомобилестроения: субсидирование НИОКР, субсидирование затрат на реинжиниринг, льготные займы Фонда развития промышленности, кластерная инвестиционная платформа и программы стимулирования спроса», — подытожили в Минпромторге.
Сколько автомобилей в реальности утилизируются?
По подсчетам Тузова, ежегодно в России утилизируется примерно 20 000 автомобилей, в то время как норма — 6% от объема рынка, то есть около 3 млн машин.
«Однако в настоящее время столько единиц отечественный автопром даже не выпускает — по итогам прошлого года общий объем производства составил 720 000 транспортных средств всех видов», — сказал Autonews.ru эксперт.
В России утилизировать транспортное средство можно с помощью ряда организаций, имеющих лицензию Росприроднадзора или уполномоченных Минпромторгом.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша в беседе с Autonews.ru привела другие цифры. По ее словам, в год из эксплуатации выводится примерно 400 тыс. машин — легковых, грузовых, спецтехники и автобусов. При этом она подчеркнула, что не все они отправляются в шредер, но так или иначе разбираются для разных целей.
«Если считать разбор старых и разбитых машин на запчасти утилизацией, тогда утилизированными можно признать все снятые с учета автомобили», — пояснила Байбароша.
Почему для одной и той же модели авто с разным объемом двигателя разная ставка?
Примечательно, что Байбароша назвала ситуацию с разными ставками утильсбора на один и тот же автомобиль странной. При этом она добавила, что «парадокс» проявляться практически не будет: главная причина — в легковом секторе сегодня уже практически не осталось машин с моторами объемом свыше 2 литров.
«Даже большой кроссовер Changan CS95 имеет 2,0-литровый мотор. У Tank 500, помимо 3,0-литрового двигателя тоже есть 2,0-литровый агрегат, пусть и в составе гибридной силовой установки, для которой предусмотрен отдельный тариф утильсбора. По сути, все новые машины будут укладываться в ставки для 1–2 литровых автомобилей, и выхода за эти пределы в рамках одной модели не предвидится», — резюмировала эксперт.
Генеральный директор ГК «Автодом» Дмитрий Ольховский предположил, что разная ставка утильсбора на один и тот же автомобиль, но с разными объемами двигателя связана с логикой нормативов взимания платы.
«Нужно рассматривать весь вопрос в комплексе. Я думаю, что на это влиял не просто разный объем двигателя, но и ряд других факторов, таких как объем продаж марок с таким объемом двигателя», — заметил он.
Когда китайские производители локализуются в России, следует ли ожидать снижения цены согласно утильсбору?
Ольховский допустил, что автомобили, производимые в России компаниями, которые локализовали компоненты, могут стоить дешевле, чем аналогичные модели, импортируемые из других стран. Однако подчеркнул, что для этого должно быть проделано еще очень много работы и необходима помощь государства в ряде задач.
«Локализацию следует ожидать в течение 3–4 лет, по крайней мере по ключевым компонентам», — прогнозирует специалист.
Вместе с тем автоэксперт Тузов отметил, что на данный момент китайские автоконцерны не планируют локализовать свои производства в России. По его словам, это продиктовано политикой КНР, не поддерживающей любые инвестиции автопрома в развитие своих заводов вне этой страны. Поэтому снижения цен на машины из Китая в ближайшей перспективе ждать не стоит, уверен эксперт.
«Не исключено, что локализация производства китайских авто в России могла бы удержать рост их цен, которые повысятся с индексацией утильсбора, но пока в Россию поставляются только крупноузловые компоненты и готовые автомобили», — пояснил Тузов.
Пока в России выпускаются лишь некоторые из 40 представленных на рынке китайских марок. Это Haval (на заводе в Тульской области выпускают только F7, Jolion и Dargo), а также Kaiyi, BAIC, SWM, Foton, JMC, Forthing, DFSK и Jetour (на калининградском «Автоторе»). Другие производители пока не заявляли о подобных планах.
Байбароша относительно цен на китайские машины, которые не локализованы в России, привела в пример Chery Tiggo 4. По ее словам, сейчас этот автомобиль стоит 2 120 000 без учета скидок, а к новому году его будут продавать уже за 2 370 000 рублей. При этом через 5 лет стоимость этой модели вырастет до 2 986 000 рублей (без учета инфляции).
«Локализованным же моделям утильсбор будет компенсироваться, и их стоимость (в теории) останется неизменной», — добавила Байбароша
Где и в каких регионах построены заводы по утилизации, какая у них экономика на выходе?
На этот вопрос профильные эксперты ответы дать не смогли. В Минпромторге рекомендовали уточнить эту информацию в Росприроднадзоре. Однако и в этом ведомстве заявили, что «вопрос находится вне их компетенции». Autonews.ru направил запрос в Минфин, но на момент выхода материала ответ получен не был.