«Задача — пересчитать всех»: в чем риски перехода на ЭДО в транспорте
В России продолжается переход на ЭДО в транспортной сфере. Основные риски логисты связывают с дополнительными затратами для бизнеса и обеспечением безопасности данных
Транспортная отрасль является одной из ключевых и масштабных в экономике. Только в Новосибирской области работают около 30 тыс. тысяч компаний в сфере транспортировки и хранения. Согласно транспортной стратегии России до 2030 года, отрасли необходимо перевести все перевозочные документы в электронный вид. Оцифровка процессов становится условием для качественного развития и существования рынка и его игроков.
Сейчас прорабатываются несколько масштабных государственных систем, использованием которыми для отрасли планируют сделать обязательными. Успешно работает государственная информационная система электронных перевозочных документов ГИС ЭПД. Следующим этапом ее развития станет Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП, или «ГосЛог»), которая работает в тестовом режиме. Разрабатывается обязательный реестр грузоперевозок, который поможет вывести мелких перевозчиков из «серой» зоны, — соответствующий законопроект готовят к рассмотрению во втором чтении в Госдуме. Предстоящие изменения регуляторики актуальны не только для миллионов компаний в России, но и для их клиентов, так как, по мнению экспертов, это приведет к увеличению затрат бизнеса.
ГИС ЭПД предназначена для создания единой информационной среды, аккумулирующей данные по грузовым транспортным перевозкам. Функционал системы постоянно расширяется, чтобы обеспечить в перспективе бесшовные мультимодальные перевозки за счет тиражирования ГИС ЭПД на все виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный) и на все виды перевозок: внутренние, в рамках Российской Федерации, а также международные — для обеспечения экспорта, импорта и транзита.
НЦТЛП создается для улучшения работы отечественного бизнеса в области грузоперевозок посредством цифровых решений и сервисов, которые интегрируют государственные и корпоративные системы. Одна из целей — внедрение ЭДО на всех этапах грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. В ходе эксперимента будет также апробирована технология предоставления разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «единого окна».
Сейчас идет отработка 12 экспортно-импортных маршрутов. «Отслеживается движение товаров и грузов, какие документы и в каком виде оформляются, где идет их дублирование, где — наибольший прогал с точки зрения временных затрат, оценивается взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Основная задача — упростить B2G взаимодействие, оно больше всего нас сковывает», — рассказала в ходе конференции Федоткина.
В рамках внедрения платформы в конце этого года также запустят сервис «Единое окно» для взаимодействия бизнеса и государства. Участники рынка будут загружать всю информацию по каждой перевозке и грузу, а контрольно-надзорные органы — ФТС, погранслужба, Россельхознадзор и другие — подгружать в свои информсистемы все необходимые данные.
«Задача и боль бизнеса, которые транслировались на протяжении многих лет, — положить в единую доверенную среду все данные для контрольно-надзорных органов. Чтобы, например, при заходе в порт не было необходимости готовить одну пачку документов для ФТС, бежать распечатывать кипу бумаг для Россельхознадзора», — пояснила Федоткина.
В целом ожидается, что полноценно «ГосЛог» заработает к 2028 году. Переход на него будет поэтапным.
Параллельно с этим в Госдуме к рассмотрению во втором чтении готовится законопроект о порядке доступа к грузоперевозкам. Планируется создать новый реестр грузовых автотранспортных перевозчиков. То есть, все собственники грузовиков должны будут подать заявление на включение в реестр, иначе перевозить грузы им будет запрещено. Сам реестр предполагается сделать общедоступным, а вести его — на базе «ГосЛога».
«Первостепенная задача — пересчитать всех участников рынка, парк транспортных средств, определить права владения. Параллельно необходимо работать над созданием и реестра экспедиторов, который, логично, будет также «лежать» на «ГосЛоге», — сказала Федоткина.
Введение реестра, безусловно, позволит обелить рынок, однако, по закону, в него не попадают те, кто осуществляет перевозку для собственных нужд, считает президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов.
«Речь идет о физлицах, которые могут возить груз по заниженному тарифу и не платить налоги, тем самым ломая рынок. В регионе 30-35% перевозок осуществляются таким способом. В ходе одного из рейдов, который проводил областной Минтранспорта с ГИБДД, выявили водителя, который возил щебень на собственном грузовике якобы для собственных нужд. Однако за один день он совершил маршрут пять раз», — сказал Максимов.
Эксперты предупреждают, что переход на ЭДО может оказаться болезненным для некоторых участников рынка. По словам руководителя направления правового сопровождения основной деятельности ГК «Монополия» Анастасии Петровой, в рамках перехода на «цифру» главная проблема — техническая неготовность и высокая стоимость перехода на ЭДО, особенно — для мелкого бизнеса.
Другой риск, который беспокоит всех представителей отрасли — раскрытие информации, утечка данных. «Всегда есть вероятность, что кто-то из конкурентов сможет получить информацию о клиентах и соответственно «переманить» их на свою сторону», — считает Максимов.
Также эксперт отмечает, что острым остается вопрос работоспособности системы по самому переходу на ЭДО. «Например, при заявлениях Госавтоинспекции о 100% наличии планшетов, по факту их обеспеченность составляет порядка 50% в регионах Сибири. Значит, придется параллельно иметь и бумажную версию транспортной накладной и путевых листов. Второе — вопрос не только в транспортниках, вопрос в отправителях и получателях. Насколько они готовы», — отмечает Максимов.
Он отмечает, что в селах не у всех организаций есть доступ интернет, не все оснащены планшетами. В этом случае дублирование бумажным вариантом неизбежно. «И еще вопрос, а как закрывать доставку в системе ЭДО, если у получателя нет к ней доступа и физической возможности ее использовать. Также надо помнить, что ЭДО это не только для автоперевозчиков и экспедиторов, это для всех предприятий промышленности, сельского хозяйства, организаций торговли», — говорит эксперт.
Однако, несмотря на предстоящие сложности, эксперты предупреждают, что цифровизация — это путь в одну сторону.
«Надо понимать, что возврата к бумаге не будет. На «цифру» перейдут все. По большей части принудительно. Опыт по внедрению ЭТРН показал, что добровольно переходить большая часть участников не готова. Наша задача — упростить этот процесс. Дать возможность перевозчикам, например, через нашу платформу перейти на ЭДО с минимальными затратами и без информационных сложностей», — сказала Петрова.
Вице-председатель новосибирского отделения «Опоры России» Илья Гнатуша отмечает, что бизнес поддерживает проект по цифровизации, однако необходима проработка механизма введения этих процессов без дополнительной финансовой нагрузки на бизнес.
«Мы готовы проработать приемлемый механизм для защиты предпринимателей совместно с общественным советом по транспорту Новосибирской области, а также с экспертами и заинтересованным лицами перед его внедрением в обязательном порядке», — сказал Гнатуша.
Конференция «Логистика Сибири» прошла в Новосибирске в середине октября. Основные темы — тренды рынка, цифровизация логистики и транспорта, государственное регулирование отрасли, финансовая логистика при внешнеэкономической деятельности. Организаторы — РБК Новосибирск и цифровая платформа грузоперевозок «Монополия».
«Монополия» — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. К платформе подключены более 8 тысяч перевозчиков и 80 000 транспортных средств.