«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хетчбэке, которые мало кто знает
Культовой «восьмерке» исполнилось 40 лет: главные факты из истории хэтчбека «Восьмерке» исполнилось 40 лет: Важные факты из истории хетчбэка, о которых многие даже не догадываются ВАЗ-2108
В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск этой модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.
Autonews.ru решил вспомнить все самые важные нюансы этого автомобиля, который кардинальным образом изменил отечественный автопром.
Первый прототип и климатические тесты
Эскиз новой модели АвтоВАЗа
Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века, правда тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущей модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.
Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.
При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза было объявлено только в начале 1981 году. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам, а за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты.
Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г.
Цены и название
Точным днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда изначально в пуско-наладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.
Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортные вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.
ВАЗ-2108
Стоимость модели составила 8300 рублей. К примеру, средняя зарплата в стране тогда составляла чуть более 190 руб. Причем нередко автомобиль продавали по более высоким ценам из-за установленного дополнительного оборудования (прямо, как и сейчас). Например, это могли быть задний стеклоочиститель с омывателем, дополнительные ремни безопасности или обогрев заднего стекла. Наличие различных опций могло прибавить к стоимости машины около 100 руб. При этом, новинка не стала самой дорогой моделью на рынке СССР — она заметно уступала в цене более премиальным «шестеркам» и «семеркам».
Также автомобиль активно экспортировался за рубеж. Высокой популярностью хэтчбек пользовался в странах Восточной Европы. Однако модель также можно было встретить, к примеру, на экзотичных (для СССР) рынках Великобритании и Канады. Впрочем, следует признать, что экспортные машины чаще всего проходили серьезную доработку со стороны зарубежных компаний-партнеров. К примеру, этим занимались фирмы Scaldia-Volga и Deutsche-Lada.
Tоп-версия 2108 с двигателем 1.3 л для рынка Великобритании
«Клюв» и особые бамперы
Над внешностью «восьмерки» трудился советский дизайнер Владислав Пашко, до этого успевший уже поработать над культовым ВАЗ-2106 — «шестеркой». При этом, многочисленные слухи, что к дизайну экстерьера советского хэтчбека приложили руку иностранные специалисты подтверждений на данный момент не нашло.
Главная фишка во внешности «зубила» — очень своеобразная форма радиаторной решетки, которая в народе получила название «клюв». При этом такое решение встретило неоднозначную реакцию со сторон водителей (на западе такую решетку и вовсе старались сразу же заменить). Еще одним нетривиальным решением в дизайне ВАЗ-2108 стали короткие крылья с пластиковой передней маской (для защиты от сколов и коррозии). Однако все эти дизайнерские фишки ушли в прошлое после рестайлинга 1992 года.
ВАЗ-2108
Также машина получила мощные ударопрочные бамперы, необычные дверные ручки в стиле Porsche и тонкие стойки, а коэффициент аэродинамического сопротивления у автомобиля составил почти 0,4. Для тех времен это стало очень впечатляющим показателем.
Что касается интерьера, то над ним работал Владимир Губа. «Восьмерку» можно было купить с несколькими вариантами салона, которые отличались исключительно цветами и оттенками. Причем изначально главными из них были три — кирпичный, желтый и коричневый. Обшивка сидений — тканевая.
ВАЗ-2108
Причем тут вообще Porsche
Что касается техники, то вот тут как раз не обошлось без помощи иностранных специалистов. Выбор в этом вопросе был остановлена на компании Porsche. Соответствующий контракт с этой фирмой был заключен еще в 1980-м году и с тех пор немцы вносили свои предложения в техническую часть разработки машины. Считается, что именно они настояли на установке переднего лонжерона, который заходил в пороги пола (на тот момент такое решение уже было опробовано на новом Opel Kadet). Также немецкие специалисты активно тестировали новую модель на полигонах, после чего вносили необходимые изменения в ходовую часть советского хэтчбека.
Кроме Porsche в разработке ВАЗ-2108 приняла участие фирма UTS — дочка Fiat. Их задача заключалась в помощи советским инженерам при работах над передним приводом новинки. Также на «восьмерке» активно применялись иностранные комплектующие. Так, автомобиль получил передние дисковые тормоза от Lucas, реечный рулевой механизм ZF, карбюратор Solex и шарниры Hardy Spicer.
ВАЗ-2108
В стандартную моторную гамму модели изначально вошел 1,3-литровый агрегат с отдачей 64 л.с. Позже модель также обзавелась 1,5-литровым двигателем мощностью 70 л.с. Оба мотора работали с механической коробкой передач. При этом на экспорт «восьмерка» шла с другим двигателем — 1,1-литровым агрегатом мощностью 54 л.с.
«Тарзан» и «Наташа»
Также у ВАЗ-2108 была целая россыпь различных модификаций. Например, специально для сотрудников МВД и КГБ в СССР выпускались так называемые «догонялки». Внешне такие машины ничем не отличались от «обычных» версий, однако они оборудовались моторами повещенной мощности. Такая модификация была и у «восьмерки» (называлась она — ВАЗ-2108‑91). В движение ее приводил двухсекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415 мощностью более 100 л.с.
Lada Natacha
Кроме этого, у трехдверной модели была версия в кузове кабриолет под названием «Наташа». Необычный автомобиль был создан в 1990 году в Бельгии силами местных поставщиков и командированными сотрудниками из Тольятти. Главное новшество у такого автомобиля — складывающийся тканевый верх. Кроме этого, «Наташа» получила новые молдинги и бамперы. Автомобиль был выпущен небольшой партией, однако изредка редкие экземпляры кабриолета по-прежнему «всплывают» в продажа на специализированных сайтах.
Однако одной из самых необычных модификаций «восьмерки» стал гибрид ВАЗ-2108 и «Нивы». Этот автомобиль был создан в 1996 году и получил несущую раму. Также машину оснастили пластиковым обвесом и задней независимой подвеской. В гамму моторов вошли 1,7- и 1,8-литровые агрегаты.
ВАЗ-210834 Тарзан
Поспорить с «внедорожной» «восьмеркой» в экстравагантности может разве что спорткар Lada ЭВА, который была создан Экспериментальным Вильнюсским автозаводом. Автомобиль хоть и был построен на базе ВАЗ-2108 внешне серьезно отличался от «донора». Новинку оснастили 1,9-литровым двигателем мощностью 300 л.с. и системой полного привода. Однако история этого спорткара была не долгой. Дело в том, что машина «затачивалась» для участия в раллийных соревнованиях группы B, однако ближе к концу 80-х годов эта категория была упразднена из-за соображений безопасности.
Lada Eva