Власти установили льготы на оплату электроэнергии зимой в ряде регионов
Правительство разрешило регионам с уровнем газификации менее 5% повысить этой зимой лимит на потребление населением электроэнергии по льготным и экономически обоснованным тарифам. За это ранее боролись Иркутская область и Хакасия
Правительство установило меры поддержки слабо газифицированных регионов для недопущения роста расходов населения при оплате электроэнергии зимой, сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Принятый механизм позволяет увеличить пороги потребления электроэнергии, выше которых начинают действовать более высокие тарифы на ее оплату. Порядок дифференцированных тарифов с 2025 года начнет действовать повсеместно.
Речь идет о регионах, уровень газификации в которых не превышает 5%, и гражданах, живущих в домах с электроотопительными установками. «Для таких субъектов РФ диапазоны потребления будут устанавливаться с применением повышающего коэффициента 1,8 в период отопительного сезона — с января по апрель 2025 года», — уточняет ФАС. У регионов будет возможность, а не обязанность применять такой коэффициент, следует из постановления правительства.
Введенный механизм позволит этой зимой повысить максимальное значение первого (льготного) диапазона до 7,02 тыс. кВт·ч в месяц, а второго (экономически обоснованного) — до 10,8 тыс. кВт·ч. «Мера поддержки граждан с электроотоплением принята правительством РФ в связи с тем, что у таких домохозяйств складывается высокий уровень потребления электроэнергии в зимние месяцы», — поясняют в ФАС.
Теперь региональным тарифным регуляторам необходимо до 1 декабря 2024 года установить свои пороги потребления, но только в рамках определенных правительством ограничений и согласно методическим указаниям ФАС, напоминают в службе.
Дифференцированные тарифы
Массовый переход регионов на дифференцированные тарифы для населения начался в 2024 году. Изначальный подход предполагал, что пороговые значения будут устанавливать региональные власти, а введение трех групп тарифов — льготного, экономически обоснованного и коммерческого — снизит объем перекрестного субсидирования и незаконного использования электроэнергии, в частности серыми майнерами. Однако инструмент чаще использовался регионами номинально. По оценкам АКРА, сейчас первая граница в большинстве случаев составляет 10–11 тыс. кВт·ч при среднем бытовом потреблении одним домохозяйством с электрической плитой около 200 кВт·ч в месяц.
Чтобы скорректировать подход и на фоне принятия законодательства о майнинге, в ноябре правительство само утвердило новую систему дифференциации. Согласно ей с 1 января граница первого диапазона тарифов должна составлять не более 3,9 тыс. кВт·ч, а второго — не более 6 тыс. кВт·ч во всех регионах.
Однако новая модель не устроила некоторые регионы, которые объясняют свое недовольство низким уровнем газификации. Так, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в начале ноября обратился в правительство с просьбой увеличить верхний предел дифференцированного тарифа на электроэнергию для жителей, использующих электроотопление, до 9 тыс. кВт·ч. В свою очередь, глава Хакасии Валентин Коновалов заявил, что для региона, «особенно в зимний период, требуется не менее 10 тыс. кВт·ч в месяц на одно домовладение».
Вместе с тем Иркутская область, где, по оценкам экспертов, около трети энергопотребления населением приходится на серый майнинг, вошла в перечень субъектов, где добычу криптовалют в осенне-зимний период могут запретить. Также запрет может быть введен в отдельных районах Бурятии и Забайкальского края. Кроме того, ограничение майнинговой деятельности предложено ввести на территории Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей.