Ветеран СВО из Хабаровска занялся благотворительностью и мечтает снимать кино
Ирина Троценко (Хабаровск)Павел Борисенко получил почетный знак правительства Хабаровского края «Благотворитель года». Ветеран СВО помогает фонду «Милосердие» решать проблему бездомных животных. Его заслуги власти отметили наградой на региональном гражданском форуме «Главное — люди».Павел ценит собак за преданность и спонсирует приют для безнадзорных животных / Из архива Павла Борисенко
«Домой летим»
Хабаровчанин Павел Борисенко — один из тех, кто насовсем вернулся из зоны проведения СВО. Ему слегка за 30, а он уже ветеран боевых действий — до Украины была командировка в Сирию.
Профессиональный военный теперь хочет стать кинорежиссером, как Юрий Быков или Алексей Балабанов — его кумир. После тяжелого ранения офицер сделал на руке татуировку с кадром из фильма «Брат-2», где Данила Багров и Даша-Мерилин в самолете. Знаменитый эпизод «Домой летим».
— Это было так важно для меня: выжил — и домой, что я сразу решил сделать именно такое тату. Еще захотел добавить знаковый для Хабаровска объект: амурский утес или памятник Ерофею Хабарову. Но остановились мы на Успенском соборе. Он мне нравится, есть в нем что-то готическое. Ну и потом на войне ты как никогда начинаешь верить в Бога. Меня молодые ребята перед боем спрашивали: «Неужели ты не боишься? Ведь убить могут в любой момент!».
Конечно, он боялся. Как и все. Но от тебя на войне почти ничего не зависит — что суждено, то и будет. Что ни делай, а судьба все равно догонит.
— Самое страшное на войне — это свист. Слышишь, что летят снаряды, но не угадаешь, куда попадут и какие будут последствия. Бежать бессмысленно — если упадет где-то в стороне, то всю округу посечет осколками. Остается только молиться и надеяться, что тебе не придется умереть сегодня. Однажды мы ночевали в заброшенном доме, вокруг стрельба, бомбы взрываются, я одеяло натянул на голову, чтобы в глаза не светило, и сплю. Все очень этому удивлялись. Ну а что? Сделать ничего не можешь, так хоть выспишься!
В судьбу Павел верит — в тот день, когда начался жесткий артиллерийский обстрел, он должен был находиться в другом месте. Сел в машину вместо своего товарища и нарвался на засаду.
— Услышал свист и понял — все! Палили в нас со всех сторон, в такие моменты ты мало что соображаешь: грохот жуткий, а потом резкая боль, и меня стало клонить в сон. Не мог выбраться из машины, а обстрел все продолжался. Когда нас вытаскивали товарищи, несли в боевой госпиталь, я еще шутить пытался. В юности кавээнщиком был, навсегда, видать, остались задор и чувство юмора. Мне говорят: «Друг, да тебе ноги оторвало», а я понимаю, что из того ада выйти, потеряв только ноги, — это везение. Что ноги? Я жив, хожу на протезах, планирую начать новую жизнь, занимаюсь спортом. Родители здоровы. Разве этого мало? Не понимаю нытиков, которые постоянно чем-то недовольны и вечно им кажется, что они обделены. У меня все есть для жизни, а остального добьюсь!
Когда-то Паше прочили творческую карьеру. Школьные учителя были уверены, что он выберет институт культуры, но судьба распорядилась иначе. Сейчас он продолжает службу в армии, правда, пока занят бумажной работой.
— Я вернулся и живу. Общаюсь с друзьями, которые остались там, помогаю приюту безнадзорных животных, — рассказывает Павел. — Я вообще люблю собак. Боялся, что мой корги Честер меня не узнает, ведь я долго отсутствовал и вернулся другим. Пес сначала настороженно отнесся, потом оттаял. Помнится, там, «за ленточкой», нас накрыл огонь противника. И вдруг откуда-то выскочил пес и давай метаться от ужаса. Я кинулся к нему, сгреб и унес на безопасное расстояние. Ребята ругали, конечно, что рисковал собой, но собаку спас.
Бекхэма жалко
День, когда он лишился ног, Павел не считает черным. Уверен, судьба подкинула ему испытания, чтобы он шел дальше. Пусть и на протезах.
«За ленточкой» в зоне СВО Павел пробыл месяц. Почти год ушел на реабилитацию. Протезы освоил быстро, чем удивил врачей и пациентов госпиталя. Мужчина уверен — все зависит от настроя. Заново учился ходить по роликам — люди с травмами охотно делятся лайфхаками в Сети. Завел блог и Паша.
— Бывает, накопится в душе, надо это выплеснуть. Я тогда звоню другу, и мы едем снимать, — показывает офицер видео. — Узнали место? Это Ильинка, тут под Хабаровском.
На экране Паша идет, слегка прихрамывая, по тайге. Зритель сразу не понимает, что мыслями о жизни с ними делится восстановившийся после тяжелой травмы офицер. Павел убежден, что главное — не заниматься самоедством, не прокручивать бесконечно варианты развития события. Сделал бы шаг в сторону, вдруг уцелел бы? Зачем сел тогда в машину, если не должен был ехать? Все уже случилось, и надо это принять.
— Конечно, жаль ноги, у меня такая татуировка была классная с Дэвидом Бекхэмом, — смеется Павел Борисенко. — Знакомый тату-мастер шутит, что никто еще так радикально не избавлялся от его работ. Не знаю, кого-то, может, шокирует ситуация, но я нормально отношусь к этому. На день рождения попросил друзей не дарить мне ласты, футбольные мячи и носки. Друзья переживали сначала, потом взяли с меня пример и стали проще к этому относиться. А вот мама никак не может успокоиться, ей тяжело принять случившееся со мной. Наверное, у всех мам так — они переживают сильнее, чем их дети…
Психологическую поддержку родственникам и ветеранам СВО готовы оказать специалисты, работающие в фонде «Защитники Отечества».
Одно окно
В Хабаровском крае филиал Государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» открылся в мае прошлого года. За это время сюда поступило более 12 тысяч обращений. Около 95 процентов из них уже отработано.
— В основном вопросы юридические и медицинские, — говорит заместитель руководителя филиала Ксения Кириченко. — Кто-то просит помочь с записью к врачу, попасть к узкому специалисту. Нам больницы всегда идут навстречу. Помогаем с оформлением удостоверений ветеранам боевых действий, социальных льгот, положенных участникам СВО и близким погибших бойцов. Стараемся решить социальные вопросы, например, оформить долговременный уход за ветераном, восстановить утраченные документы, подобрать вакансию в центре занятости или пройти профессиональное переобучение, увековечить память участника СВО. Через фонд можно организовать лекарственное обеспечение, получить технические средства реабилитации и направления на санаторно-курортное лечение.
За каждым, кто обращается в филиал, закрепляют координатора, который будет направлять подопечного и подсказывать ему, что нужно делать. Фонд работает в формате «одного окна».
Контакт
Филиал Государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» — Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 54. Тел.: (4212) 96-67-42, 96-67-40.
Российская газета — Неделя — Дальний Восток: №55(9297)
Источник