В Севастополе прием коммунальных платежей перешел к частной компании
Юлия Крымова (Севастополь)В Севастополе возникли сложности с оплатой коммунальных услуг. Власти решили упразднить ГУП, которое рассылало счета и принимало платежи. Его место заняла частная компания. Информации о том, почему важную социальную функцию передали частной фирме, нет. Пойдут ли на пользу изменения, разбирался корреспондент «РГ».Антон Вергун/ТАСС
О смене платежного агента горожане узнали в феврале, получив квитанции. Причем счета на оплату коммуналки пришли с опозданием на две-три недели. Те, кто получал их раньше по электронной почте, и вовсе не дождались. В самих квитанциях многие жильцы увидели заметно возросшие суммы, но оказалось, что выяснять причины подорожания не у кого: ГУП «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ) перестало существовать, а новый оператор «Цифровые инновации» только налаживает работу.
В конце 2023 года правительство города решило внести ЕИРЦ в прогнозный план приватизации. Но позднее губернатор Михаил Развожаев сообщил, что ЕИРЦ ликвидируют, поскольку частная компания выиграла конкурс на прием платежей, предложив более низкую цену.
С появлением нового оператора закрылись районные офисы ЕИРЦ, в которых можно было оплатить коммуналку и получить ответы на вопросы. После множества жалоб Развожаев поручил открыть их снова, чтобы людям не приходилось ездить с квитанциями из одного конца города в другой.
«Договоров с этой компанией никто не заключал. Нет желания оплачивать коммуналку какому-то ООО, которое потом разорится и исчезнет вместе с деньгами», — пожаловалась жительница Севастополя в соцсети.
Больше всего люди возмущались из-за возросших сумм в квитанциях. В правительстве города это объяснили тем, что с января 2024 года в Севастополе на 28 процентов вырос взнос на капитальный ремонт, с 11,98 до 15,38 рубля с квадратного метра. Но это не единственная причина.
— Появились жалобы на то, что платежи выросли, — подтвердил и. о. вице-губернатора Севастополя Евгений Горлов. — Новый оператор никаких дополнительных сумм, не связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, с жильцов не берет. Однако были уточнены данные площадей квартир в реестре недвижимости, на основании которых начисляются платежи.
Также возникли сбои с начислением платы за отопление: в некоторых домах она выросла в два-три раза, а жителям других ее не начислили совсем. Компания пообещала в следующем месяце выполнить перерасчет.
ГУП ЕИРЦ работало в Севастополе с 2015 года и в целом справлялось с задачами. Жильцы могли передавать показания счетчиков по телефону и через интернет, квитанции можно было оплатить в расчетно-кассовых центрах по всему городу, в отделениях почты, а также в нескольких банках без комиссии, в том числе и через мобильные приложения банков.
Сейчас функционал ограничен. Платежи без комиссии принимает лишь один банк. Личный кабинет на сайте нового оператора долгое время не работал, в нем до сих пор нельзя посмотреть историю начислений и оплаты, внести показания счетчиков.
Почему так внезапно произошла замена платежного агента в сфере ЖКХ, власти города так и не объяснили. Управляющие компании, например, выбрали нового агента только в конце января без конкурса, путем закупки у единственного поставщика.
По условиям договоров, опубликованных на сайте госзакупок, агентское вознаграждение составит три процента от суммы, оплаченной жильцами многоквартирных домов. Кроме этого, агент получит один процент от общей суммы за сбор денежных средств. На 2024 год с двумя управляющими компаниями агент заключил договоры на 8,2 и 10,2 миллиона рублей. А всего он будет принимать платежи в пользу 31 поставщика коммунальных услуг в Севастополе.
В правительстве Севастополя уточнили, что у жителей останется возможность оплачивать коммунальные услуги напрямую поставщикам, минуя платежного агента. А всем сотрудникам ЕИРЦ предложили перейти на работу в «Цифровые инновации».
Власти города говорят, что все сложности временные и жителям в итоге платить за услуги ЖКХ станет удобнее.
Компетентно
Антон Пархоменко, депутат Заксобрания Севастополя:
— Сфера коммунальных платежей достаточно чувствительная, любые изменения горожане воспринимают болезненно. Надеюсь, что городские власти, решив упразднить ГУП ЕИРЦ, учли весь риск. В 2015 году в Севастополе уже был неприятный инцидент, когда на рынок пришла фирма-посредник «Городские кассы», открыла много офисов, собирала коммунальные платежи у населения, а потом в какой-то момент исчезла с сотнями миллионов рублей, так и не перечислив их поставщикам услуг.
ЕИРЦ все же находился под контролем правительства города и доверия к нему было больше. Не очень понятны причины ликвидации госпредприятия, которое справлялось со своими функциями, было рентабельным и четверть прибыли, пусть небольшой, перечисляло в бюджет города. Случались, конечно, ошибки в начислениях платежей, но эта проблема вечная, она останется и при новой структуре. ЕИРЦ можно было реорганизовать в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а затем приватизировать, получив прибыль в бюджет.
Российская газета — Экономика Юга России: №49(9291)
Источник