В России стали активно развиваться цифровые финансовые активы
Кирилл Каштанов,Юлия ГурееваБанк России рекомендовал операторам на рынке цифровых финансовых активов (ЦФА) не оказывать услуги по выпуску и обороту ЦФА, доходность которых зависит от стоимости цифровых валют и аналогичных показателей. Рекомендации не распространяются на цифровые валюты центральных банков, а также не касаются цифровых прав, выпущенных в соответствии с российским законодательством.Пока не так много инвесторов регулярно вкладывают средства в цифровые финансовые активы. / ARMMY PICCA / istock
Регулятор напомнил, что в 2021 году уже рекомендовал биржам не допускать к торгам финансовые инструменты, доходность которых зависит от стоимости цифровых валют, а финансовым посредникам — воздерживаться от того, чтобы предлагать такие инструменты своим клиентам — неквалифицированным инвесторам.
Цифровые финансовые активы — одна из наиболее обсуждаемых тем в мире финансов. В России они находятся на этапе активного развития. По оценкам АКРА, совокупное количество выпусков ЦФА оценивается примерно в 350, а объем рынка на конец 2023 года составил порядка 60 млрд руб. И фактические показатели могут отличаться, поскольку доступ к централизованным данным по всем операторам информационных систем ограничен. Максимальный объем рынка, как прогнозируют в рейтинговом агентстве, может достичь 500 млрд руб. на горизонте трех лет в умеренно оптимистичном сценарии.
Инфографика «РГ»/ Антон Перплетчиков / Евгения Носкова
В стране ЦФА регламентируются федеральным законом № 259-ФЗ, который начал полноценно работать в феврале 2022 года. Тогда Центробанк включил первую организацию в реестр инфосистем.
Согласно законодательству, ЦФА — это новый инструмент для инвестиций на базе современных технологий, который представляет собой цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права по ценным бумагам и передаче права их требования.
ЦФА — это целый класс финансовых инструментов. Среди них — и инвестиционные «металлические» ЦФА, и NFT — невзаимозаменяемые токены — и даже корпоративные инструменты для мотивации сотрудников, объяснили «РГ» в «Атомайз».
«ЦФА удостоверяют цифровые права, как правило, привязанные к различным активам. Например, к драгоценным металлам, бриллиантам, товарам, ценным бумагам», — сказали в компании.
Такие активы существуют не на бирже, а в информационной системе на основе блокчейна, то есть цепочки блоков, в которой содержатся все записи о сделках. Изменить или удалить их нельзя, однако можно закладывать, обменивать, дарить и передавать по наследству.
Что касается NFT, то это уникальный токен, являющийся цифровым активом в этой цепочке блокчейна. Он подтверждает владение, например, изображением, видео или игровым предметом, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«С точки зрения доходности, рынок NFT весьма волатилен и может быть рискован для инвесторов, особенно в краткосрочной перспективе. — объясняет директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков. — Степень риска зависит от множества факторов, включая известность создателя, уникальность и востребованность актива, а также общее состояние рынка».
Торговля NFT в России может осуществляться на специализированных платформах.
«Их можно использовать в качестве залога, однако этот рынок еще недостаточно развит, чтобы предложить удобные и всеобъемлющие решения для залогового кредитования», — говорит Кабаков.
Что касается будущего, то рынок NFT, скорее всего, продолжит развиваться, поскольку технологии блокчейна становятся более интегрированными в различные секторы экономики.
Одним из ключевых преимуществ ЦФА является то, что их учет, как правило, осуществляется в распределенном реестре, что со временем должно привести к максимальной безопасной системе хранения данных. Это особенно эффективно в условиях наличия рисков кибератак из недружественных стран, считает Олег Ушаков, основатель и гендиректор Юридического бюро Sagrada Legal, председатель Комиссии по цифровым финансовым активам торгово-промышленной палаты РФ.
Вместе с тем он отметил простоту и скорость выпуска ЦФА, а также то, что регуляторное поле позволяет упаковать в такие активы большое количество различных бизнес-моделей.
Одним из ключевых преимуществ цифровых финансовых активов является то, что их учет, как правило, осуществляется в распределенном реестре
«Высокий потенциал имеется у токенизации объектов реального мира, — добавляет эксперт. — Интересны будут и цифровые активы, доход по которым связан с показателями выручки или прибыли компании-эмитента».
По его словам, ЦФА будут колоссально востребованы и во внешнеторговых расчетах.
Для развития этого рынка в России, по мнению Ушакова, необходимо решить ряд задач. Одна из них связана с ликвидностью, поскольку инвесторов, которые бы регулярно вкладывали средства в ЦФА, пока недостаточно.
«В данном случае важны и регуляторные стимулы: необходимо предусмотреть, чтобы негосударственные пенсионные фонда и страховые компании могли инвестировать в ЦФА, соответствующие определенным требованиям. Также необходимо совершенствование института доверительного управления цифровыми активами», — уверен он.
Кроме того, следует развивать новые инструменты, прорабатывать вопрос защиты инвесторов по сделкам ЦФА и повышать качества подготовки документов, которые содержат условия выпуска таких активов.
По данным «Эксперт РА», несмотря на разнообразие форм инструментов, которые могут выпускаться через ЦФА, за период 2022 года — 9 месяцев 2023 года 90% выпусков были представлены простыми денежными требованиями. Фиксированную доходность имеют 57% выпусков, а по 33% выплаты привязаны к ключевой ставке ЦБ. Большинство выпусков имеют срочность от месяца до полугода.
Согласно ожиданиям операторов информационных систем, этот фокус сохранится у рынка и на 2024 год. В среднесрочной перспективе участники рынка прогнозируют активное использования ЦФА в нестандартных нишах. Основным драйвером роста рынка ЦФА опрошенные «Эксперт РА» операторы назвали их большую гибкость, позволяющую создавать продукты, сложно реализуемые на классическом рынке. Это, например, инструменты с физической поставкой актива, такие как сырье или товары (гибридные ЦФА). Они могли бы быть интересны крупным эмитентам из реального сектора.
Российская газета — Федеральный выпуск: №48(9290)
Источник